Итоги IFMC-2017: что общего между красными носками и престижной премией?
На конкурсе Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC-2017) вечером 19 ноября подвели итоги и раздали награды. Празднику танца уже ровно три десятка лет. Но организаторы решили растянуть юбилей — 30-летие фестиваля продолжат отмечать и в следующем году, на уже 31-м форуме. Зачем — читайте в нашем репортаже с церемонии закрытия.
Конкурсы на IFMC чередуются: по четным годам состязаются хореографы из разных стран, а по нечетным — силами меряются мастера современного танца из Беларуси. В нынешнем конкурсе участвовали 20 коллективов из Минска и четырех областных центров — Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева. После закрытого тура жюри «просеяло» этот состав, и в финал вышли только 9 коллективов.
На двух концертах в субботу, 18 ноября, зрители увидели работы финалистов, а сегодня им раздали награды.
Первая премия в 1150 рублей останется в Витебске — у театра-студии современной хореографии Дианы Юрченко за работу «Смотри, а то услышишь…».
Вторую премию и 805 рублей разделили минчане: проект Евгении Николайчук с работой «Сны Офелии» и мастерская современного танца под руководством Михаила Каминского (БГУКИ), которая представила свои «Игры разума».
Третью премию и 575 рублей жюри также поделило пополам. Этой награды удостоились совместное произведение «Человеки» (хореограф Сергей Толкач) театра-студии Дианы Юрченко и проекта Марины Кушнеровой «Свой почерк» (Витебск), а также работа «Ловцы. Футуристическая фантазия о времени» (хореограф Сергей Поярков) коллектива Structurers (Минск).
Специальную премию имени Евгения Панфилова «Лучшему хореографу» завоевал Дмитрий Залесский — руководитель Театра современной хореографии D.O.Z.SK.I (Минск) за конкурсную работу «Танцы с другом».
В денежном выражении эта премия равна 345 рублям. Но среди профессионалов она еще более ценная — это своеобразный «негласный Гран-при» на IFMC. Получить эту награду стремится каждый участник.
Это второй случай за 30-летнюю историю фестиваля, когда один и тот же хореограф получил премию имени Панфилова. Впервые Дмитрий Залесский забрал ее 7 лет назад. Тогда, в 2010-м, конкурс был международным, а значит, и конкуренция между хореографами была сильнее.
Интересно, что в обеих работах, за которые Дмитрий Залесский получил «негласные Гран-при» витебского конкурса, танцовщики выходят на сцену в красных носках. В 2010-м году номер театра D.O.Z.SK.I. за кулисами прозвали «Гуси с красными лапами», так как артисты танцевали в красных носках под песенку «Жили у бабуси два веселых гуся». На самом же деле работа называлась «Ничего общего», и в ней хореограф попытался соединить взгляд на современный танец европейского и отечественного зрителя.
Через 7 лет Залесский привез на витебский конкурс «Танцы с другом», и у танцовщиков снова были красные носки. На сцену же за дипломом Дмитрий поднялся в красных кедах.
К слову, D.O.Z.SK.I уже несколько лет не появлялись на IFMC. Дмитрий Залесский объяснил это журналистам так:
— Мы уже получили здесь 5 или 7 дипломов. Ну куда уже больше? Надо же давать дорогу другим. Я, преподаватель, состязаюсь тут уже со своими студентами. В этом году мы приехали не за победой, а для того, чтобы просто показать свою работу «Танцы с другом».
Кроме того, D.O.Z.SK.I получили еще один специальный диплом — «За профессионализм».
Специальной премией «Постскриптум» в 345 рублей наградили работу «Человек танцующий» в исполнении проекта Валентина Исакова «Х-перИменты» Гомельского государственного колледжа искусств имени Н. Соколовского.
Специальную премию «За смысловое наполнение танца» (в размере 345 рублей) получила работа «Нутро» проекта Дмитрия Беззубенко (БГУКИ, Минск).
Специальный диплом «Дебют» присудили работе WoMan гомельского коллектива RED dance company (хореограф Виктория Разумкова).
На концерте торжественного закрытия сказали много комплиментов Витебску и IFMC.
— За 30 лет фестиваль стал культурной визитной карточкой не только Витебска, но и всей страны. Сегодня он широко известен за пределами Беларуси, его признает мировое хореографическое сообщество, он определяет тренды в современной хореографии, — отметил министр культуры Беларуси Юрий Бондарь.
Министр сообщил, что 30-летие фестиваля продолжат отмечать и в следующем году:
— В кулуарах мы обсудили, что будем праздновать юбилей два года подряд. В следующем году в рамках фестиваля состоится международный конкурс. И на нем тоже пройдут соответствующие торжественные мероприятия.
Известный украинский хореограф, худрук «Киев модерн балета», председатель жюри конкурса на IFMC Раду Поклитару поделился своими впечатлениями от конкурса:
— Для «Киев модерн балета» витебский фестиваль уже стал родным домом. Какие бы гастроли или премьеры ни предстояли, мы знаем, что в ноябре мы должны быть в Витебске. Овации в этом зале — особенные, потому что это знак качества искушенного зрителя, зрителя, который на протяжении 30 лет воспитывался на этом фестивале и досконально понимает эстетику современного танца. Новые артисты, которые приходят в наш театр, обязательно должны пройти закалку Витебском. Без этого нет движения вперед.
Международный фестиваль современной хореографии прошел в Витебске 15−19 ноября. Юбилейный форум, кроме конкурсной части, включал несколько концертов именитых гостей. Перед витебской публикой выступили артисты из Австралии, Австрии, Германии, Голландии, Латвии, Молдовы, Польши, России, Румынии, Украины, Японии.
В этот раз форум начался необычно — не с танца, а с кино. В главном городском кинотеатре 15 ноября презентовали фильм «После тебя», в котором снялся Сергей Безруков. Вместе со своей женой, режиссером Анной Матисон, артист представил ленту витебским зрителям. А позже вручил вручил специальную фестивальную награду — за вклад в развитие современной хореографии и преданность творческому делу — хореографу Диане Юрченко.