Южная Корея перед Олимпиадой открыла для иностранцев "рай", который раньше был только для своих
Остров Чеджу — визитная карточка Южной Кореи. Живописные пейзажи, удивительные деревья — бонсаи, чистейшие пляжи и пятизвездочные отели. До недавнего времени этот рай предназначался только для своих. Однако накануне зимних Олимпийских игр в Пхенчхане южнокорейцы пустили в святая святых чужестранцев. В числе избранных оказался и журналист TUT.BY.
Жителям острова несказанно повезло. Чеджу находится на достаточном отдалении от Корейского полуострова. Отчасти это позволило сохранить те богатства, которыми наградила их природа: огромные парки, водопады, пещеры, кратеры вулканов. Это же предопределило и ряд особенностей острова, которые нельзя встретить в других частях Южной Кореи.
Матриархат
На острове с давних времен царит матриархат: все решения в семье принимает женщина. Никто не делает дамам никаких поблажек даже в самых мужских профессиях. Например, многие женщины и в наши дни работают ныряльщицами: добывают моллюсков, водоросли и морепродукты. Что делают в это время мужчины? Смотрят за детьми, занимаются делами по дому и делают покупки.
Истуканы
Каменные истуканы, которые присутствуют на острове повсеместно, — тольхарубаны. Они сделаны из горной породы. Изначально тольхарубаны были трехметровыми. Первые исследователи ошибочно приписывали им родство со статуями с острова Пасхи. Современные версии тольхарубанов «помельчали». Неизменным осталось поверье, что они изгоняют злых духов и защищают дома от непрошеных гостей. Кроме того, если потереть нос тольхарубану, то в семье будет прибавление. Судя по потертым носам, корейцы — весьма суеверные.
Идолопоклонничество
Корейцы не только чтут традиции, но поклоняются новым богам. Имя которым Teddy Bear, Hello Kitty, Спайдермен и прочие черепашки Ниндзя. Музеи супергероев комиксов — одна из составляющих индустрии развлечений острова.
Северный сосед
КНДР и ее ракетные испытания, безусловно, беспокоит южнокорейцев. Однако напряженность между обеими частями Корейского полуострова во многом преувеличена и подогревается самими СМИ. Какие только домыслы не приходилось слышать до поездки. Мол, у всех корейцев на телефонах установлено мобильное приложение, которое в случае нападения автоматически активизируется и выдает оповещение с четкими рекомендациями к действию исходя из геолокации владельца мобильного телефона. Все это вздор.
Хотя дыма без огня не бывает. В сетке телевещания Южной Кореи есть отдельный канал, который рассказывает о ситуации в КНДР. Все военнообязанные каждый год должны побывать на сборах. Продолжительность учений различная, в зависимости от воинского звания и рода войск, но не превышает двух недель. И, безусловно, предпринимаются повышенные меры предосторожности при въезде в страну.
Дуют на воду
Провокаций накануне Олимпийских игр особенно боятся. Пресловутое корейское гостеприимство как-то не вяжется с суровыми лицами пограничников. Однако стоит произнести ключевое слово «Samsung», как служивые растягиваются в улыбке. На долю этой компании приходится треть ВВП страны.
Шоу Коперфильда
Забавный случай произошел в аэропорту Сеула. Откровенно упустил из вида, что пауэрбэнк нельзя провозить в багаже. Сдал чемодан на рейс в Чеджу. Сижу в зале ожидания, жду объявления на посадку. Подходит девушка из службы безопасности и с характерной южнокорейской улыбкой передает мою подзарядку. А ведь чемодан был закрыт на замочек. Понимаю, что-либо его взломали, либо порезали. А потом как в шоу Коперфильда: та-дам, в Чеджу на багажную ленту выкатили целехонький чемодан с закрытым замком и целой молнией. Как они достали пауэрбэнк — до сих пор недоумеваю.
Отпуск? Нет, не слышали
Корейцы жуткие трудоголики. Это одна из причин успеха Южной Кореи. Каждому трудоспособному положен 10-дневный ежегодный отпуск. Но едва ли здравомыслящие корейцы используют его целиком. Максимум 3 дня в году. Шестидневная рабочая неделя — норма для Южной Кореи. Все дело в высокой трудовой конкуренции. У южнокорейцев паническая боязнь, что замещающий во время отпуска сотрудник покажет себя лучше, и они рискуют остаться не у дел. К слову, им есть за что бороться. ВВП на душу населения Южной Кореи в 2016 году — $ 37 730. Для сравнения — этот показатель в Беларуси по итогам прошлого года составил $ 4989.
Чайная церемония
Вообще Южная Корея не ассоциируется с чаем. Другое дело Чеджу, где круглый год тепло: лето влажное, а зимой температура комфортная и без осадков. Это идеальные условия для возделывания чая. Примечательно, что музей чая — место притяжения не только туристов, но и местных жителей. Тут можно продегустировать тонизирующий напиток. Стоимость редких купажей чая достигает 50 долларов за 100 граммов.
Кимберлит
Скалы Чусан Чолли — самое известное и удивительное природное образование на острове. Появились они миллион лет назад при извержении вулкана Халласан. Ученые до сих пор ломают головы, как скалы приобрели форму кубов, многоугольников и трубок. Скалы Чусан Чолли находятся под охраной UNESCO.
Собак не ел
Любому возвращающемуся из Южной Кореи надо заготовить табличку «Собак не ел». На самом деле — это большое предубеждение. Еще двадцать пять лет назад рацион южнокорейцев был достаточно скуден: овощи, зелень, рис и соя. Сегодня этот список дополнила рыба. А вот мясо до сих пор считается дорогим продуктом, поэтому присутствует на столе нечасто. Собачатину вообще можно встретить лишь на местных рынках или в дорогих ресторанах, где она подается в качестве деликатеса для туристов. Говорят, помимо идейного отвращения получите сомнительные вкусовые ощущения.
Мандариновые бабушки
Мандарины — вторая часть доходов в местный бюджет после туризма. Плантации раскинуты на огромной территории острова. Начало сбора плодов приходится на осень. А плодоношение продолжается всю зиму. Интересно, что корейские мандарины превосходят по вкусовым качествам марокканские. Удивительно сладкие, без косточек, с тонкой и легко отделяющейся кожицей. Местные бабушки продают их целыми связками.
Забавно, но все эти 5-звездочные отели, первоклассный сервис и гостеприимство, русскоговорящие гиды, которые появляются как чертик из табакерки, стриженые сосны и фазаны, которые спокойно пасутся около отеля… все это больше походит на показательные выступления. Стерильная картинка перед зимними Олимпийскими играми. Остров Чеджу, да и Южная Корея в целом — запомнится как раз мандариновыми бабушками. Их морщинистыми лицами и руками. Хочется верить, что в их кармане лежит последняя модель смартфона.