Во время работ в Несвиже экскаватор зацепил черепа солдат. Технику планируют использовать и дальше
Во время реконструкции двора несвижского костела Божьего Тела археологи нашли захоронения как XVII века, так и Второй мировой войны.
Работы шли в костеле на протяжении всего лета. Специалисты проводили работы по укреплению фундамента, отводу грунтовых вод, которые очень близко подступают к зданию, а сейчас рыли траншею для проведения электричества.
На территории костела находится кладбище. Неудивительно, что за лето около храма было обнаружено около 60 останков тел. Как рассказал TUT.BY настоятель храма Петр Шарко, по предварительным оценкам, они относятся к периоду XVII—XVIII веков. Также был найден уникальный артефакт — могильная плита новогрудского подвоеводы Казимира Малявского, датированная 1718 годом.
— Несмотря на солидный возраст, плита достаточно хорошо сохранилась и на ней можно прочесть надпись, сделанную несколько веков назад, — говорит настоятель. — Также среди находок — медальон пилигрима XVII века и небольшой кусочек ткани с вышивкой, который, предположительно, мог быть частью одеяния священника.
В конце прошлой недели строители копали траншею под прокладку кабеля и зацепили один череп.
— Спыніць працы мажлівасці не было, — рассказывает археолог Виталий Ашейчик. — Але атрымалася дамовіцца, каб будаўнікі не засыпалі кавалак траншэі, дзе быў гэты чэрап. Учора (6 сентября. — Прим. TUT.BY), калі мы пачалі працы на гэтым участку, высветлілася, што пахаваных там больш, тры ці чатыры чалавекі. Частка з іх была без чарапоў, фрагменты якіх мы знайшлі на адвалах траншэі. Падчас зачысткі мы знайшлі элементы абмундзіравання (у тым ліку гузікі да нямецкіх мундзіраў) і так званы смяротны медальён. У дадзеным выпадку гэта была шкляная запячатаная бутэлька. Унутры знаходзілся папера, дзе была напісана дата смерці жаўнераў (3 ліпеня 1944 года), а таксама іх імёны, прозвішчы, даты нараджэння, званні, індывідуальныя нумары і нумары вайсковага падраздзялення.
По словам Ашейчика, 2 июля началось освобождение Несвижа от немецких войск. Противник покинул город практически без боя, но 3 июля перешел в контрнаступление. Окончательно город был освобожден лишь 4 июля. Скорее всего, четыре немецких солдата погибли в бою.
Возможно, в таком случае имеет смысл остановить работы? Ведь экскаватор может уничтожить и другие захоронения. Но у руководителя работ Андрея Войтеховича, который является заведующим отделом сохранения и использования археологического наследия Института истории НАН Беларуси, другое мнение.
— Костельный двор — это большое кладбище. Там всюду кости. Перед тем как проложить коммуникации, копается траншея. Когда мы доходим до уровня погребений, работы останавливаются, мы проводим раскопки, изымаем погребения, после чего укладывается кабель или труба. По-другому не сделаешь.
Также TUT.BY уточнил, почему перед тем, как начать работу экскаватором, на площадку не пустили археологов. Ведь это стандартная практика, зафиксированная законодательно.
Как ответил специалист, «весь костельный двор — это сантиметров 80 битого кирпича. Вручную эту очень плотную массу снять практически невозможно. В любом случае этот слой должен сниматься техникой. Иначе не пробиться. Ведь это практически цемент».
По словам Войтеховича, о находках уже сообщили в Министерство культуры, местным властям, а также 52-му поисковому батальону Министерства обороны. Решение, что сделать с останками, пока не принято. Возможно, погребение произойдет там же, возможно, останки будут перезахоронены.