"Долго выбираю ракурс". Как краевед создает знаменитые фотосравнения Витебска
Работы Виктора Борисенкова в Витебске знают многие. Свои фотопроекции достопримечательностей города он называет архитектурными «фантомами». О том, как появилось это увлечение и насколько сложно делать фотоколлажи, Виктор рассказал «Витебскому курьеру».
Фотосравнениями Виктор Борисенков занимается более 5 лет. Началось все с того, что он вступил в группу «Таямніцы Віцебска» и начал загружать туда фотографии города. В том числе — в альбом «Сравнения», где публиковались снимки Витебска разных лет с одного ракурса. Затем решил: почему бы не совместить два времени на одном фото?
Так появились первые авторские фотопроекции с витебскими храмами. Виктор разместил их на своей странице в соцсети и получил много положительных откликов. А Людмила Хмельницкая, будучи тогда директором Музея Марка Шагала, пригласила краеведа организовать выставку своих фотопроекций. С той поры у Виктора Борисенкова прошли еще две персональные выставки, и обе вызвали огромный интерес у витеблян.
В своих работах Виктор стремится к максимальной достоверности. Изучает все доступные фотографии культового объекта, кадры немецкой аэросъемки, дореволюционные открытки. Долго выбирает ракурс для правильного кадра.
— Конечно, небольшая погрешность есть, — рассказывает Виктор. — Ведь точное место памятника можно узнать только на основе археологических раскопок. Прежде, чем приступить к работе, долго хожу вокруг этого места, представляю, где размещались алтарь и стены. Наверное, со стороны это смотрится немного странно. Но пока я не построю храм у себя в голове, не смогу это сделать на компьютере.
К сожалению, по истории Витебска сохранилось мало фотографий, зато есть дореволюционные открытки. Изображения на некоторых из них так и просятся в фотопроекцию, но, к сожалению, порой это невозможно по ряду причин. Например, могла измениться трассировка улицы, или современное здание, дерево мешает сделать фото с нужного ракурса.
На интернет-аукционах можно найти немало интересных немецких снимков Витебска и, в частности, его храмов времен Великой Отечественной войны. Объем фотографий 1941−1944 годов во много раз превышает количество снятого за все предвоенные и послевоенные десятилетия.
То, что на фотопроекциях Виктора Борисенкова первыми появились храмы, — неслучайно. Культовые сооружения, по мнению краеведа, являются концентрацией талантов наших предков: архитекторов, иконописцев, резчиков по дереву, по святыням можно изучать историю и культуру народа.
У каждого из витебских храмов своя предыстория, и сведения по ним, как заверяет Виктор, отыскать несложно:
— Когда я начал изучать храмовое зодчество в Витебске, то использовал общедоступную информацию, начиная от публикаций в «Віцебскім рабочым» и статей Аркадия Подлипского в «Народным слове» и заканчивая дореволюционными трудами Николая Никифоровского, Александра Сементовского, Алексея Сапунова. Полезную информацию можно почерпнуть также в книге Юрия Кишика «Панорама старого Витебска» и в издании Людмилы Хмельницкой «Віцебскі сшытак».
Сейчас в коллекции Виктора — более 30 фотопроекций церквей, костелов и синагог. Недавно он закончил еще две работы — с изображением Крестовоздвиженского (находился во дворе облпочты) и Михайловского храмов (стоял на современной улице Буденного).
В планах у Виктора — создание фотопроекций Богословской и Свято-Варваринской церквей. Сделать их будет непросто: подробные изображения этих храмов не сохранились. Лишь на одной дореволюционной почтовой открытке вдалеке видны колокольня Варваринской церкви и две главки Богословского храма.
— Если бы у меня спросили, какие храмы Витебска я бы восстановил в первую очередь, я бы назвал Спасскую церковь и Фарный костел. Места, где они находились, сегодня пустуют. Еще один вариант — Хоральная синагога. Можно восстановить его не как религиозное учреждение, а как памятник архитектуры, и использовать здание в качестве выставочного или музейного зала, — рассуждает Виктор Борисенков.
Вспомнил он и Николаевский собор: «Его я вижу воссозданным в стиле барокко — таким, каким он был первоначально. В Минске, в Верхнем городе, восстановили церковь Святого Духа и используют ее как детскую филармонию. Почему бы и нам не превратить собор в культурный центр? Сам храм может быть концертным залом, а корпуса коллегиума — музейными площадками. Восстановленные старинные церкви сделали бы наш город еще более красивым и привлекательным, с глубоким историческим содержанием.
Краевед выразил свое отношение к строительству Софийского собора в Витебске:
— Если он все-таки будет строиться, то на это уйдут огромные деньги, и тогда перспектива восстановления древних храмов будет еще более туманной. Практика не поддерживает ситуаций, когда храм, который находился в одном городе и о внешнем виде которого мы можем только догадываться, будет построен в другом месте. Я таких примеров не знаю. Поэтому опасаюсь: как бы мы не получили дешевый новодел с незначительными чертами древнерусского.
Кроме храмов, у Виктора есть другие работы, в которых соединяется прошлое и настоящее. Например, панорамы улиц военных лет и их современный вид. У краеведа много идей и планов, ведь в истории Витебска еще столько интересного!
— У каждого человека на генетическом уровне есть потребность в ощущении своих корней, наряду с потребностью в общении и творчестве. И если у кого-то такой потребности пока нет, то потом она обязательно проявится, — считает Виктор Борисенков.