Свободное творчество и отсутствие оценок. Чему учат детей в первой школе архитектурного мышления
Почти 4 месяца назад в Event Space на улице Октябрьской начала работу Школа архитектурного мышления для детей 6−10 лет. Чтобы понять, как работает школа и чем она интересна, мы побывали на одном из занятий, а также узнали, как с помощью методов архитекторов дети познают мир и глобальную культуру на необычном факультативе.
«Это не кружок по интересам»
Вместе с 10 школьниками в субботу утром мы приходим в студию на улице Октябрьской. Занятие будут проводить архитектор и предметный дизайнер.
Нас встречают создатели проекта — архитектор Александр Новиков и педагог, куратор Елена Карпилова.
Пока собираются дети, Александр поясняет, что здесь все же не узкоспециализированная школа архитектуры, а скорее проект для расширения кругозора детей: «Через архитектурные методы мы учим ребенка познавать мир. Архитектору, чтобы построить дом, нужно знать все на свете: какие дома до него построены, он должен разбираться в психологии человека, в эргономике, в политике, в истории, в искусстве. Чем меньше ты знаешь — тем хуже ты архитектор».
Используя методику такого быстрого изучения мира, за год дети проходят 16 дисциплин, которые не преподают в школе. Есть направление по психологии, фотографии, есть студия менеджмента, архитектуры, журналистики, генетики и другие.
«Через все эти предметы мы пытаемся привязать ребенка к глобальному миру, — говорит Александр. — В рамках культуры в нашей стране мы немного выпадаем из этого, то есть у нас не проводятся международные масштабные биеннале, к нам пока не приезжают лучшие выставки. Поэтому чтобы подключиться к культуре глобального мира тебе нужно выезжать за границу или очень серьезно изучать интернет. Школы, кружки, вузы хорошо справляются с локальными задачами. А наши педагоги приходят и рассказывают о международных событиях, о самом главном и последнем, что произошло в их специальности. Мы не трогаем старину, говорим о самом последнем и актуальном, тогда ребенок легко вливается в эту глобальную среду».
Елена говорит, что иногда родителям приходятся объяснять, что школа архитектурного мышления — не кружок по интересам: «У нас цельный системный подход, а не просто набор предметов. На кружке по ИЗО детей научат рисовать, а мы предлагаем ребенку через разные предметы создать картину мира, понять, как он устроен».
Специальности преподают как педагоги, так и практики. Например, генетику дети познают с Анной Козловой — научным сотрудником лаборатории биохимии Республиканского научно-практического центра спорта. А студию театра ведет Светлана Бень из группы «Серебряная свадьба». Информацию преподносят в доступной для детей форме — не загружают теорией и монотонной лекцией.
Небольшая лекция занимает только первые 15 минут занятия. За это время никто не успевает заскучать. Уроки построены на чередовании теории и практики. Кроме того, постоянно меняются дисциплины и педагоги, выбираются актуальные темы — это все держит интерес детей к школе. Например, на занятии по графическому дизайну дети придумывали альтернативные банкноты для Беларуси: для этого на уроке изучали деньги других стран.
«Мы пытались понять, почему банкноты такие, почему они такой формы. Нам было интересно, как дети изобразят Беларусь через эти банкноты», — добавляет Елена. На купюрах для Беларуси дети ассоциировали номинал с положительными качествами характера человека, с профессиями, экспериментировали с символами — изображали и Национальную библиотеку, и орнамент, и даже попытались воссоздать «зайчиков».
Елена говорит, что эти проекты можно было бы предложить и Нацбанку, если бы урок проводили немного раньше: «Сейчас они точно скажут, что мы опоздали. Если бы был открытый конкурс, мы бы с удовольствием предложили».
«Стараемся показывать на занятиях, что ребенок важен, что он личность»
Первый час на предметном дизайне дети слушают и обсуждают уже созданные современные проекты. Каждый ребенок говорит о возможных названиях для мебели, которую демонстрируют на слайде, предполагают, какие материалы надо использовать, делятся впечатлениями и ассоциациями. «Дизайнера не молекулы вдохновили, а черника!», — говорит кто-то из детей рассматривая темно-синюю кровать из объемных мягких шаров.
Атмосфера процесса довольно демократичная: кому-то удобно слушать сидя, кто-то стоит или ходит рядом, высказываться можно в любой момент. Главное условие — не мешать остальным. Под конец первого урока детям предлагают рассказать о том, какую скамейку или стол они создадут для конкурса компании бетонных изделий.
В этот момент Александр говорит нам о том, как важно, чтобы занятие было построено на диалоге: «Мы ищем способы ребенка заинтересовать. Стараемся показывать на занятиях, что он важен, что он личность. Когда дети презентуют свой проект, мы задаем вопросы, уточняем. Когда их в этот момент слушают взрослые люди, ребята понимают, что их уважают. Им это нравится».
Кроме того, молодой архитектор считает, что самопрезентация — это в принципе важный универсальный навык для детей, а в архитектуре без этого вообще нельзя обойтись: «Доказывать, убеждать, чтобы твой проект построили — этому учат во всех европейских школах, в моем родном БНТУ я помню молчаливые презентации. Ты выставил свой подрамник, а потом пришел и увидел, какая у тебя оценка, вот и вся презентация. Детям нужно учиться публично выражать свои мысли».
После небольшого перерыва, ребята усаживаются за столы и рисуют проекты. Никаких рамок, правил и качественных критериев. Чтобы мотивировать детей продумать рисунок преподаватель говорит: «Ваши работы будут проверять на конкурсе!». Кто-то из детей, осознав ответственность, уточняет: «Президент?».
Вот кто-то изобразил проект скамейки в виде огромного краба на 10-метровых бетонных ножках, у некоторых получилась скамья-ракушка или мебель с использованием необычных материалов. О том, для кого могут быть предназначены придуманные предметы на проекте, дети подумают в следующий раз на занятии по психологии. Так все секции между собой непосредственно связаны.
«В конце занятия он начинает понимать, что ничего просто так ни для кого не делается. Нужно учитывать человека для которого ты строишь предмет», — говорит Александр.
«Мы не говорим о том, что плохо, мы говорим о том, что хорошо»
На практическом занятии разве что один мальчик не совсем заинтересовался темой и выкрутился тем, что сделал рамку из скрепок для своего проекта, за что получил похвалу от педагогов. По итогу, каждый ребенок выходит на сцену и рассказывает подробно из каких материалов и что он создаст. Тем временем, учителя слушают каждого выступающего и задают вопросы. За все два часа мы ни разу не слышим «Неправильно» или «Не верно». Примечательно, что никто из детей не боится говорить, даже новички.
Александр поясняет, что на первых занятиях дети немного смущались: «Некоторые даже слово боялись сказать. А потом они вливаются. Мы не говорим о том, что плохо, мы говорим о том, что хорошо. Есть в нарисованном проекте что-то хорошее — предлагаем это развить. Если на это обращать внимание, то, во-первых, ты хвалишь ребенка, во-вторых, он доработает и создает хороший проект».
Елена дополняет коллегу и подсказывает, что на качественные критерии педагоги не опираются — нет оценок и показателей для работы: «Мы акцентируем внимание на анализ, чтобы ребята рассказали, почему они сделали так, а не по-другому. Таким образом дети выходят на понимание того, что они сделали и в то же время сами в какой-то момент безболезненно понимают, где допустили ошибку, что нужно поправить».
В школе есть разбивка на младшие группы 6−7 лет и на старшие — для детей 8−10 лет. Занятия проводят 2 раза в неделю, по 2 астрономических часа. Предметы одинаковые, но преподаются немного по-разному, учитывая способности ребят в этом возрасте.
Расчет за обучение идет по четвертям. Каждая четверть обходится родителям в 380 рублей. Стоимость годового курса с первой четвертью — 1420 рублей. А первое пробное занятие стоит 25 рублей.
Напоследок Елена добавляет о целях и планах: «Этот проект о знаниях, об инвестициях в будущее детей. А на второй год мы, возможно, начнем набор для подростков и будем работать с ними».