История одного клипа: "упоительные российские вечера" снимали в Беларуси
Слава группы «Белый орел» отгремела в далекие 1990-е. И хотя коллектив существует до сих пор, сегодня его концерты пользуются спросом, по большому счету, только у ностальгирующей публики. Удивительна история появления «Белого орла»: созданная на спор российским бизнесменом Владимиром Жечковым группа, большинство песен которой исполнил сам создатель, неожиданно для него самого выстрелила и в конце 1990-х стала чуть ли не самым популярным российским поп-коллективом.
Одним из хитов группы была песня «Как упоительны в России вечера», фразы из которой разошлись на цитаты, а в наше время даже стали интернет-мемами. Знаменитый «хруст французской булки» часто всплывает в интернет-спорах об истории Российской Империи. В 1998 году на телеэкраны вышел клип на эту песню, который отличался от других музыкальных роликов того времени наличием сюжета и грамотной постановкой. Некоторые телезрители забрасывали создателей клипа вопросами, стараясь узнать, из какого фильма была выполнена нарезка кадров для ролика. Но фильма не было, весь видеоряд был снят специально для данной композиции. Мало того, съемки происходили в Беларуси под руководством белорусского режиссера и с участием белорусских актеров.
TUT.BY исследовал видеоролик на песню «Как упоительны в России вечера» и убедился, что упоительные российские вечера снимались в музее народной архитектуры и быта в деревне Озерцо, а вальсы Шуберта разносились по колонному залу Дворца культуры профсоюзов в Минске.
По словам участников группы «Белый орел», первоначально для песни «Как упоительны в России вечера» было снято два клипа. Над первой версией работал российский кинорежиссер Юрий Грымов, но его работа была отклонена. Финальную версию клипа создавал белорусский режиссер Владимир Янковский, сын выдающегося белорусского актера Ростислава Янковского. В 1992 году Владимир Янковский открыл в Минске кинокомпанию «Ирреал Pictures» и стал заниматься съемками рекламных роликов и клипов, в том числе и для группы «Белый орел». Поэтому не удивительно, что съемки клипа российской группы происходили в белорусских локациях.
Открывает сюжетную часть видеоролика сцена встречи выпускников военного училища, тех самых юнкеров, упомянутых в тексте песни. Наметанный глаз белорусского ценителя народной архитектуры с удивлением заметит, что сама встреча, а также «шампанское, закаты, переулки» засняты на территории первого белорусского музея-скансена, расположенного в деревне Озерцо под Минском.
Сам музей был основан в 1976 году указом правительства БССР. За 1987−1994 годы скансен наполнился экспонатами и был открыт для посетителей. События клипа, снятого в 1998 году, разворачиваются в секторе, посвященном архитектуре центральной части Беларуси.
В качестве исторических консультантов для создателей клипа выступали участники военно-исторического объединения «Минский пехотный полк» — одного из старейших реконструкторских клубов в Беларуси, занимающегося воссозданием формы военных подразделений эпохи Наполеоновских войн. Участники клуба также снялись в массовке клипа.
После встречи юнкеров место действия клипа перемещается в дворянскую усадьбу. Гости съезжаются к дворцу на бал.
В роли дворянской усадьбы в клипе выступил дворец Рдултовских, расположенный в агрогородке Снов Несвижского района. Построенный в 1827 году в стиле классицизма дворец в ХХ веке перешел во владение военных и с тех пор доступ туристов к памятнику был ограничен. На территории дворцово-паркового комплекса размещался госпиталь, но с недавнего времени ситуация изменилась — в 2015 году дворец был выставлен на продажу. Впрочем, в 1998 году, когда проходили съемки клипа, дворец Рдултовских все еще был режимным объектом, но съемочная группа была допущена на территорию комплекса.
Далее действие клипа перемещается внутрь дворца. Бал в самом разгаре.
Помещения военного госпиталя, который размещался во дворце Рдултовских, мало подходили для такого действа, поэтому в реальности для съемок бала была выбрана другая площадка вдалеке от Снова. «Вальсы Шуберта» звучали в колонном зале Дворца культуры профсоюзов в Минске.
Сюжет клипа разворачивается вокруг внезапной любви офицера и молодой жены хозяина дворца — престарелого помещика, роль которого сыграл Ростислав Янковский. К сожалению, 26 июня этот замечательный актер театра и кино ушел из жизни.
По сюжету видеоролика любовная история разгорается за спиной у престарелого мужа. Молодая жена (ее роль исполнила актриса Марина Могилевская) ведет переписку с любовником и устраивает тайные встречи. В одной из сцен клипа, где героине Могилевской приходит известие о письме от любовника, мы можем в кадре снова увидеть дворец в Снове.
Героиня читает тайное послание в колонной галерее старинного дворца.
Не в силах дальше терпеть измену жены помещик вызывает молодого любовника на дуэль. История клипа заканчивается трагически: помещик в ходе дуэли гибнет, а молодого офицера арестовывают и отправляют на каторгу. Сцена увода арестанта по этапу также заснята в музее народной архитектуры и быта под Минском. Солдаты конвоируют каторжника на фоне все того же униатского храма, который был показан в начале клипа.
Клип на песню «Как упоительны в России вечера» в свое время произвел сильное впечатление на публику и долго не сходил с экранов телевизоров. В 1998 году создатель клипа режиссер Владимир Янковский получил российскую премию «Золотой граммофон» за лучший музыкальный ролик. Впрочем, одной композицией сотрудничество белорусского режиссера и российской группы не ограничилось. Еще в нескольких клипах, снятых В.Янковским для «Белого орла», можно заметить знакомые белорусам места и пейзажи.
Так, например, действие видеоролика 1997 года на песню «А я тебя помню» происходит в здании дворца Чапских в Прилуках под Минском.
Местом съемки выбрано крыльцо заднего входа во дворец.
Также в этом клипе «засветились» интерьеры аэровокзального комплекса Национального аэропорта «Минск», какими они были до реконструкции 2014 года.
Действие еще одного музыкального ролика, снятого Владимиром Янковским для группы «Белый орел» по сюжету происходит в 1961 году. Для передачи духа этого времени режиссером были выбраны локации в центре Минска с характерной послевоенной застройкой. В клипе на песню «С высоких гор спускается туман», снятом в 1999 году, то и дело мелькают виды минского проспекта Независимости, набережной Свислочи и площади Победы.
Впрочем, в сотрудничестве белорусских кинокомпаний с российскими заказчиками нет ничего удивительного. Улицы Минска и других городов Беларуси давно стали привлекательной съемочной площадкой для киноделов из России. За последние десятилетия в Беларуси сняты десятки российских фильмов, сериалов и клипов. Увидеть съемочные группы на улицах белорусской столицы можно и сейчас.