Не хуже Спилберга: казахстанцы снимали батальные сцены под Минском
МОСКВА, 28 июн — Sputnik, Лев Рыжков. Во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля впервые была представлена казахстанская историческая драма "Дорога к матери", действия которой происходят в период с начала 20-х годов прошлого века по сегодняшний день.
"Батальные сцены снимались в Беларуси, недалеко от Минска, — рассказала продюсер картины Светлана Коротенко.
Лучшие пиротехники России изрыли взрывами берег реки под Минском так, что продюсерам картины пришлось думать над тем, чтобы высадить там деревья.
"С нами работали лучшие каскадеры и пиротехники Москвы и Санкт-Петербурга. И за время съемок мы изрыли взрывами все речную косу. Пришлось потом сажать там деревья", — сказала Коротенко.
Помимо Беларуси съемки проходили и в Азербайджане, в небольшом селе в двухстах километрах от Баку.
Очень грамотно и без нелепостей сделаны батальные сцены, отметили первые зрители фильма на ММКФ. Так, эпизод форсирования Днепра, возможно, представляет собой одну из лучших военных сцен в постсоветском кинематографе, считают критики.
"Этот эпизод мы снимали 10 дней, — рассказал режиссер Акан Сатаев. — Мы стремились к тому, чтобы получилось не хуже, чем у Спилберга в фильме "Спасти рядового Райана".
"Дорога к матери" — очень точно выверена по деталям, отмечают кинокритики. Соблюдены даже мельчайшие нюансы — оправы очков, плакаты, папиросы. А чего стоят железнодорожные вагоны — точь в точь как те, что были тогда. В общем, видна кропотливая работа консультантов.
"Мы и шага не делали без консультантов, — подтвердил на пресс-конференции режиссер фильма Акан Сатаев. — Консультантов было очень много. Потрясающе отработали художники по костюмам. Мы хотели сделать "дрим-тим", собрать лучших спецов в своей области, сделать совместно с ними качественное и хорошее кино".
Правда в мелочах очень хорошо коррелируется с правдой образов. Очень достоверны герои, воплощенные Адилом Ахметовым, Аружан Джазильбековой, другими артистами.
"Вы увидите чуть казахского характера, — говорила во вступительном слове продюсер фильма. — Увидите людей степи, их потрясающую крепость духа".
Но самое главное, что есть в фильме — это доброта. Она выражается даже не в трогательных, душещипательных сценах. Скорее, это — отсутствие злости. Казахский народ не изображается жертвой, а русский — угнетателем. В тяжелые сталинские времена доставалось всем. И среди узников лагерей представлены и русские, и евреи, и люди других национальностей. А это очень ценно во времена беспардонных националистических спекуляций в некоторых государствах постсоветского мира.
Поэтому аплодисменты от придирчивой московской публики, которые раздались еще до финальных титров, были более чем заслужены. Казахстанское кино продемонстрировало достойный уровень, задало высокую планку, до которой многим постсоветским киношникам еще предстоит дорасти, считают эксперты.