В Бресте будут искать Берестейскую башню

Источник материала:  
28.04.2015 11:45 — Новости Культуры
В Бресте вновь побывал Петр Лысенко, известный белорусский археолог, первооткрыватель древнего Берестья, ведущий научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси. Эпоха рождения города интересовала профессора и на этот раз.


Петр Лысенко на раскопках в Брестской крепости. Фото: Станислав Коршунов

"Заря" воспользовалась возможностью пообщаться с доктором исторических наук на строительной площадке по улице Советской, где вместо двух снесенных аварийно-опасных жилых домов готовится котлован под будущий административно-гостиничный комплекс. Где сегодня вовсю взад-вперед снуют вывозящие грунт самосвалы с надписью на борту "ОАО "Строительный трест №8", который на объекте выступает генподрядчиком.

По условиям договора, заключенного с застройщиком - инвестиционным унитарным предприятием МФБ "ДЕВЕЛОПМЕНТ", специалисты Института истории обеспечивают археологическое наблюдение во время строительных работ на территории исторического центра города Бреста, включенного в список историко-культурного наследия на случай выявления объекта, ранее не известного науке. С этой целью – проконтролировать, есть ли на территории снесенных домов №№43 и 45 культурный слой, отложившийся за время существования древнего Берестья, - Петр Лысенко и старший научный сотрудник Наталья Дубицкая и приехали в город над Бугом.

- Как известно, в районе улицы Советской дома сооружались не ранее середины XIX века, когда город был перенесен к востоку при возведении Брестской крепости. При разработке котлована в северной части была вскрыта кладка засыпанного каменного погреба примерно столетнего возраста. На остальной же территории стройплощадки никаких остатков сооружений нет - котлован вскрывается непосредственно на древнем незаселенном материке, где нет ни культурного слоя, ни застройки, ни предметов древнего быта, ни орудий труда. На этом основании мы дадим заключение, что здесь можно производить строительные работы без организации постоянного археологического наблюдения и дополнительных исследований, -
резюмирует ученый. - Конечно, историко-архитектурные памятники по возможности необходимо сохранять как можно дольше. Но это уже компетенция Министерства культуры...

Археологическое сопровождение земляных строительных работ - это очень важный момент, отмечает Лысенко и вспоминает 2006 год, когда при рытье котлована под строительство рядом со Свято-Николаевским гарнизонным собором в Брестской крепости было совершено нарушение, чуть не погубившее сенсационные артефакты. Необходимо было исследовать культурный слой, который имелся на месте стройки. Когда работы все же остановили, там уже был выкопан котлован глубиной 2,5 метра, оставалось всего сантиметров 40 - 60 самых глубоких древних слоев. Как раз здесь в археологическом раскопе среди прочих древностей ученые, работавшие под руководством Петра Федоровича, обнаружили глинобитную печь. Она была построена в землянке, вырытой в материковой земле. В печи даже сохранились черепки глиняного горшка. Эта работа древних мастеров датируется последней третью Х века, что на десятилетия увеличивает ранее известный возраст Бреста.

Без посещения крепости, конечно же, не обошлось. Как отметил гость, впечатляет масштабная работа по наведению порядка на всей территории - убраны заросли, и остатки самих крепостных строений выглядят теперь значительно лучше, чем в былые времена. А вот по поводу строительных проектов у профессора особое мнение.

В последнее время о Брестской крепости заговорили как об объекте инвестиций. Рассматриваются различные шаги: достроить остатки бернардинского монастыря и открыть здесь гостиницу, в казармах 125-го стрелкового полка создать отель для ветеранов, бывший штаб на Пограничном острове уже начинает обретать черты будущего Патриотического центра…

- А почему бы не организовать гостиницу для прибывающих в крепость гостей в тех самых северо-западных бастионах, почему не использовать то, что уже существует? К историческому наследию нужно относиться крайне бережно, -
считает Петр Лысенко. - В свое время необходимо было позаботиться о сохранности многих сооружений, принадлежавших дислоцировавшемуся на Пограничном острове 131-му артиллерийскому полку, и тогда сегодня не нужно было бы строить новых. А руины монастыря бернардинок было бы разумно просто законсервировать, как, к примеру, поступили с руинами Белого дворца, которые на самом деле дышат живой историей…

Валы, бастионы, рвы – все это также необходимо сохранить для потомков. Нужно ценить историю нашей земли, политой кровью, и не отдавать ее на откуп тем, кому она чужда, уверен профессор.

Зашел разговор и о раскопках 2013 года, когда была обнаружена каменная стена, как многие тогда считали, Берестейского замка, одного из древнейших в Беларуси, построенного в ХII веке и уничтоженного через пять столетий. Именно здесь в 1409 году встречались Витовт и Ягайло, обсуждавшие план войны с крестоносцами и Грюнвальдскую битву. Озвучивались даже намерения раскопать его остатки и восстановить. Работы на раскопе закончены, расставляет точки над "i" ученый:

- Нет никаких оснований утверждать, что найденная стена является частью именно Берестейского замка. Недопустимо ведь основываться лишь на предположениях: раз здесь собирались сеймы, должен быть и каменный замок, как в Несвиже, Мире, Гродно. Как свидетельствуют исторические документы – инвентари 1566, 1660, 1689 годов, все строения в городе были деревянными. Там перечисляются даже пивные погреба и строения, где должно было скрываться местное население во время набегов, - со светлицами и, извините, в том числе "нужными" каморками. И ни одного мурованного здания. Мы выкопали эту стену, ушли по ней дальше, раскрыли ее, нашли аналоги раскопок в Несвиже. И пришли к выводу: это просто-напросто была подпорная стенка гораздо позднее возведенных по голландской системе земляных бастионов, которых на территории Беларуси достаточно много.

Не расстается Петр Федорович и со своей давней мечтой - отыскать следы Берестейской башни, построенной наподобие Каменецкой для защиты от внешних врагов по приказу владевшего берестейскими землями волынского князя Владимира Васильковича в городе в XIII веке. Правда, осуществить намерения пока мешает густая растительность на месте будущих поисков. А еще ученый надеется, что все-таки найдет воплощение разработанная им концепция дальнейшего развития и усовершенствования экспозиционной части уникальнейшего историко-архитектурного музея "Берестье", которому аналогов во всем мире нет.
←Гродненские "Белые росы" танцуют в Китае, Казахстане и Чернобыльской зоне

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика