Все об уникальном белорусском ресурсе - льне. Репортаж из музея традиционного ручного ткачества Поозерья

Источник материала:  
09.03.2015 08:58 — Новости Культуры
Беларусь нередко именуют Синеокой, или краем озер. Однако не только озера создают очарование, к примеру, Поозерья (хоть название и говорит само за себя). Летом здесь зацветает целое море льна. Особое к себе отношение он получил не только за красоту, но и за уникальное качество. Став основным материалом для изготовления ткани, лен был неразрывно связан с жизнью и духовным миром белорусского крестьянства. Сегодня проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" научит вас ткать – правда, в теории. За практическими навыками стоит съездить в музей.




Музей традиционного ручного ткачества Поозерья находится в центре Полоцка. Его здание, некогда находившееся в одном из древнейших кварталов города, само по себе является памятником архитектуры. В конце 50-х гг. ХІХ в. в его стенах размещалась городская богадельня, а с 1902 г. – пекарня. Экспозицию музея здесь открыли в декабре 1998 г.




Экспонаты музея располагаются в трех залах и иллюстрируют процесс создания тканых вещей от посадки льна до получения готового тканого изделия. Коллекция комплектовалась из предметов ткачества, созданных с 1880 г. по 1970 г. и бытовавших в Глубокском, Миорском, Шарковщинском, Верхнедвинском, Поставском, Докшицком, Полоцком районах Витебской области.

"Как только вы окажетесь в музее, ваше внимание привлечет стилизованное Дерево жизни. Согласно концепции музея, оно символизирует ткачество – ремесло, которое в представлении наших предков являлось связующей осью между природой, человеком и высшими силами", - рассказывает старший научный сотрудник музея традиционного ручного ткачества Поозерья Наталья Шипилло.



Годовой цикл "весна-лето-осень-зима" соответствует посеву, выращиванию, обработке льна и превращению волокна в нить. Весенние земледельческие работы в первую очередь были связаны с подготовкой земли к посеву. Крестьяне вспахивали поле деревянной сохой, после чего можно было приступать к посеву льна. По традиции, этой работой занимались мужчины. И следовали в этом деле народному календарю и приметам. Так, лен лучше всего засевать в пятницу или субботу, для придания будущему волокну крепости в севеньку с семенами необходимо положить железный предмет, а для роста крупных головок льна два запеченных яйца – символ жизни и плодородия.




Если засеванием льна занимался мужчина, то последующие работы, связанные с выращиванием и обработкой льна, переходили в женские руки. Особенно важное значение занимала прополка льняного поля от сорной травы. Женщины сообща договаривались на определенный день и шли работать в поле – разумеется, помогали и дети. А для самых маленьких неподалеку ставили люльки-полотнянки. Белорусы Поозерья приписывали льняному полю необыкновенную обереговую силу, которая защитит ребенка от укуса змеи или сглаза плохого человека.




В середине августа льняные головки становятся золотисто-коричневого цвета – это сигнал, что лен поспел и пришло время для его уборки с поля. Традиционно лен вырывают с корнями и связывают в снопы для просушки.




Осенью лен обрабатывали и получали волокна для прядения. "У посетителей музея есть возможность познакомиться с каждым этапом обработки льна: например, узнать, как же наши предки совмещали лен и "праник" (приспособление для обивания льняных головок), почему, перед тем как мять льняные стебли, девушка распускала волосы и что означает выражение "часаць лен над вадой", – создает интригу старший научный сотрудник музея традиционного ручного ткачества Поозерья Наталья Шипилло.



Один из наиболее важных подготовительных этапов ткачества – получение волокна. Но его еще нельзя использовать в изготовлении полотна. Связующим звеном (в музее его называют звеном, переносящим работы со льном из внешнего мира природы в пространство жизни человека) выступает прядение льняной нити. В древности ее пряли на веретене, и это занимало огромное количество времени. В конце ХІХ – начале ХХ века благодаря появлению самопрялки или "калаўрота" (от бел. "кола" – колесо), технологический процесс прядения значительно ускорился. За час опытная мастерица могла получать до 160 м льняной нити.




На Поозерье была широко распространена традиция совместного женского прядения. Молодые девушки собирались на так называемые "вячоркі" в каком-нибудь из деревенских домов. С собой брали и обязательные атрибуты для прядения: льняное волокно, веретено, прялку. На "вячоркі" приходили и неженатые парни, которые развлекали работающих девушек шутками, разговорами, музыкой. Несложно догадаться, что ключевая роль "вячорак" заключалась не только в приучении молодежи к коллективному труду. Здесь молодые люди могли знакомиться и общаться. И парни высматривали себе не только красивую, но и трудолюбивую и покладистую невесту.




Второй зал знакомит посетителей с технологией и различными видами традиционного ручного ткачества. Работа за ткацким станком (бел. "кросна") с древних времен была исключительно женским занятием. Ткань, сотканная на ткацком станке, предназначалась для изготовления предметов домашнего обихода (половики, покрывала, скатерти, полотенца) и каждодневной и праздничной одежды. Многим известно, что для каждого региона Беларуси были характерны свои локальные особенности ношения и декора одежды. В экспозиции представлена реконструкция традиционного женского костюма лепельского строя, который бытовал в конце XIX – начале XX века преимущественно в Лепельском, Ушачском и Чашникском районах.







Явным отличием девичьего костюма от женского являлся головной убор. Он должен был полностью покрывать голову женщины, не показывая ее волос. Зато мог рассказать кое-что другое. Существовали тайные знаки, зашифрованные в орнаменте, благодаря которым крестьяне могли определить социальный статус женщины и ее происхождение.



Создавая праздничную одежду, мастерицы старались продемонстрировать свои умения и различные приемы работы с тканью. Однако наивысшим проявлением творчества, в котором отображались мировосприятие, фантазии и навыки белорусских крестьянок, по праву считаются уникальные полотенца (бел. "ручнікі"). Ручник символизировал образ дороги и был неразрывно связан с различными этапами жизни человека: рождение, крещение, свадьба, смерть. Без ручника невозможно представить и крестьянский дом: почетное место занимал ручник-набожник, украшавший икону в красном углу, а для бытовых нужд использовали ручники-утиральники. Богатая коллекция, представленная в одном из залов музея, демонстрирует уникальные по своей значимости, информативности и красоте ручники Белорусского Поозерья.









В 2007 году научные сотрудники музея традиционного ручного ткачества Поозерья разработали для молодых пар свадебный обряд "Як зліліся дзве рэчанькі...". Он, конечно, не полностью воссоздает праздничную традицию, существовавшую ранее, но совмещает в себе ее важные элементы. Для молодых пар обряд в музее символизирует благословение предков. Молодожены должны пройти ряд традиционных белорусских свадебных испытаний, в ходе которых они выяснят, кто же будет руководить в семье, сколько детей им уготовано судьбой и многое другое.

"Все пожелания и теплые слова, которые звучат в адрес молодых, должны поспособствовать их семейному счастью и добробыту. Так, на Дереве жизни нашего музея появляются новые семейные веточки. А уже через несколько лет эти пары приводят к нам в музей своих маленьких деток, приобщая их к белорусской культуре и вековым традициям нашего народа", - рассказывает старший научный сотрудник музея традиционного ручного ткачества Поозерья Наталья Шипилло.










На протяжении многих лет вместе с различными фольклорными коллективами сотрудники музея проводят традиционные белорусские праздники - "Гуканне вясны", "Пакроўскі кірмаш", "Каляды". Да и в целом рукоделие – не забытое ремесло. В стенах музея то и дело проходят различные мастер-классы для желающих освоить разнообразные техники и виды ткачества. Так, совсем недавно гости музея обучались лоскутному шитью (красивее, правда, звучит по-белорусски – "лапікавае шыцце").










Музей традиционного ручного ткачества Поозерья (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника):
Адрес: Витебская область, г.Полоцк, ул.Войкова, 1.
Телефон: 8(0214) 42-30-41.
Официальный сайт: tkach.polotsk.museum.by
Электронный адрес: tkach.polotsk@museum.by
Музей в соцсетях:
https://www.facebook.com/tkach
https://vk.com/club50101604

Время работы: 10.00-17.00. В летнее время (с 1 июня по 31 августа) – 10.00-18.00.
Выходной день: понедельник.
Стоимость входных билетов: индивидуальное посещение для взрослых - 15 000 руб., для школьников и студентов - 8 000 руб.
Экскурсионное обслуживание для групп до 25 человек:
полный билет – 160 000 рублей;
льготный — 80 000 рублей;
для групп свыше 25 человек в 2015 году:
полный билет – 240 000 рублей;
льготный — 120 000 рублей.

Бесплатный вход в музей разрешен участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам; военнослужащим срочной службы; инвалидам I и II групп; детям дошкольного возраста, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящихся в детских домах, а также школах-интернатах.


Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
←Народной артистке Беларуси и СССР Тамаре Нижниковой сегодня исполняется 90 лет

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика