Режиссер Константин Фам: "Думаю, молодые зрители уже готовы приходить в кино на сеансы по 20-30 минут"
20.12.2014 20:09
—
Новости Культуры
Известный российский режиссер и продюсер Константин Фам рассказал белорусским фильммейкерам, как собрать миллион долларов на фильм и побороться с ним за "Оскар". 18 декабря в Галерее TUT.BY прошел первый открытый мастер-класс в рамках фестиваля мобильного кино Smartfilm. TUT.BY пообщался с режиссером до мастер-класса и узнал, в какие кинотеатры мы будем ходить в будущем и что важнее для фильма: бюджет или идея.


В чем принципиальные отличия (кроме длительности) полнометражного и короткометражного фильма? Как стать Стивеном Спилбергом в короткометражках?
Для меня нет принципиальной разницы. Самое важное – история. Чехов рассказывал очень короткие истории. Толстой писал огромные романы. Сейчас, слава богу, ты можешь состояться и быть успешным в любом формате. Ты можешь снять блестящую короткометражку, и твоя жизнь изменится, как изменилась моя. 18 минут, что длится фильм, изменили всю мою жизнь. У меня есть зрители, продолжение истории и другие истории.
Я думаю, молодые зрители уже готовы приходить на сеансы по 20-30 минут. Я готов заплатить за билет не 10 долларов, а 3 доллара, съесть попкорн за те же 8 долларов. Не секрет, что основную прибыль кинотеатры получают не от продажи билетов, а от продажи попкорна и напитков. Я думаю, что формат кинотеатров скоро изменится. Для этого на рынок должны прийти режиссеры короткого метра: сначала появятся фильмы, а потом это заметят дистрибьюторы. Если зритель готов покупать билеты на сеанс на полчаса, это даже выгоднее, ведь попкорн съедят и за эти полчаса.
Что можно посоветовать белорусским режиссерам, у которых чаще всего нет средств: делать упор на идею и оригинальность или искать, прежде всего, деньги? Лучше искать средства через краудфандинг или точечно у инвесторов?
Все начинается с идеи. Для съемок первого фильма я поехал по друзьям: в Беларусь, Варшаву, Прагу… Таким образом собрал людей. Но средства заключаются не только в деньгах, а еще и в помощи.
Новые гаджеты дают возможность снять на телефон и быть убедительным. Покажи своим близким, выложи в интернет и собери хотя бы сто просмотров. И, может быть, ты решишь, что кино вообще не твое. Какое-то время я думал: мне бы камеру, я бы все перевернул. Потом у меня появилась камера, а я что-то не снимал. Потом появились деньги, а я все не снимал. Но для того, чтобы рассказать историю, достаточно простой и ясной идеи. Все истории житейские, происходят здесь и сейчас с нашими современниками. К примеру, история с туфельками могла произойти и сейчас, посмотрите, что происходит в мире.
В производстве полнометражных игровых фильмов одну из важных ролей играет постпродакшн. Он чем-то отличается от постпродакшна короткометражного кино? Дешевле ли? Чтобы выпустить фильм на 800 экранах России, нужно примерно 2 млн долларов. А сам фильм может стоить 3 млн. Какое соотношение в короткометражках?
В каждом проекте все индивидуально. Мой друг Алексей Петрухин делал "Вия", там все постпродакшн: компьютерная графика, конечно же, стоит миллионы долларов. Человек, который делал нам спецэффекты и "красил" фильм "Туфельки", работал над фильмом "101 далматинец". Там 600 человек рисовали пятнышки. Все зависит от истории. Одна история опирается только на актеров, другая – на техническое исполнение.


На каком этапе сейчас съемки "Брута", второй истории киноальманаха "Свидетели"? Будете ли тоже выдвигать на "Оскар"?
Буквально 18 декабря мы получили гранд от Министерства культуры РФ на съемку киноальманаха. У нас есть инвестор. Мы выиграли тендер у Министерства культуры Беларуси. Проект стал международным. Сценарий на главную роль рассматривается сейчас большой американской актрисой. У большой. По-настоящему большой. Но пока я не могу разглашать имена. На днях я лечу в Израиль встречаться с гениальным оператором (тоже пока не буду называть фамилию). После нового года будет объявлено о статусе проекта. Две оставшиеся истории будут сниматься параллельно: и сцены из "Брута", и сцены из "Скрипки". И, конечно, мы будем выдвигать их на большие премии. "Брут" планируем сделать и полнометражным.
Какой путь проделает скрипка в третьей части?
История скрипки начинается в Нюрнберге, в мастерской у еврейского мастера. Затем она путешествует через всю Европу: по Польше, Германии, США, Литве, Беларуси, через концлагерь в Украине. Большая часть истории происходит в Беларуси, в партизанском отряде. Заканчивается история в Иерусалиме концертом у Стены Плача. Скрипка пережила всех своих хозяев. Этим завершается альманах.
![]() |
Кадр из фильма. Фото взято с сайта listapad.com |
Что нужно, чтобы выдвинуться на "Оскар"?
В коротком метре одни условия, в полном – другие. В коротком метре надо пройти квалификационный отбор, показать фильм в кинотеатрах Лос-Анджелеса и соответствовать стандартам качества. Но здесь не требуется оскаровский комитет. Любой автор может выдвинуть короткий метр, пройдя ряд условий. Полнометражный белорусский фильм мы можем выдвинуть на "Оскар", только имея в стране комиссию, а у нас такой нет. У фестивалей обычно право первого показа. На "Оскар" выдвигается национальный проект, прошедший прокат в стране. Поэтому у короткого метра больше шансов номинировать, но и больше конкурентов.
В 33 года вы впервые приехали в Освенцим, и, по вашим словам, рыдали два часа у витрины, где горой лежали тысячи пар обуви. У вас вьетнамско-еврейские корни. Ездили ли вы также во Вьетнам, на родину ваших предков по другой линии?
Я много раз был во Вьетнаме, моя самоидентификация началась там. Я нашел своих родственников, приехал в деревню на родину отца и заплакал. Мы жили в семье только мама, папа, я и сестра. А тут я вдруг обнаружил кучу родственников. К сожалению, по еврейской линии все мои родственники погибли. Это и послужило толчком, фильм "Туфельки" я посвящаю памяти своей семьи.
Семья моего папы – герои сопротивления во Вьетнаме. Я думаю, снять фильм и об этом, но немного позже. Мне надо прожить этот этап, потом будет следующий. Но там у меня сердце успокоилось, а в этом вопросе я каждый день задаю себе вопрос, почему так случилось.


Режиссер, продюсер и сценарист Фам – представитель нового поколения российского короткого метра. Его фильм "Туфельки" из альманаха "Свидетели" собрал множество наград на европейских кинофестивалях и единственный выдвигался в 2013 году от России на премию "Оскар" в жанре короткометражного кино.
Кинофильм "Туфельки" рассказывает историю пары женских туфелек, начинающуюся в витрине магазина и заканчивающуюся в братской могиле узников концлагеря Освенцим. Картина стала первой частью киноальманаха "Свидетели" — первого в России полнометражного проекта, с неожиданного ракурса рассказывающего о Холокосте.
"Съемки проходили в Чехии, Польше, Франции, Беларуси и кусочек в России. Над ней работало более 500 человек. Серьезная режиссерская и человеческая работа. И личная работа, потому что у меня в этой войне погибли родственники по материнской линии, поэтому это мое высказывание, то, что мне всегда хотелось сказать", - рассказывает режиссер.
В рамках фестиваля мобильного кино в Галерее TUT.BY работает Студия Smartfilm. Организованы открытые занятия, которые проводят члены жюри фестиваля Smartfilm, а также известные режиссеры, продюсеры, сценаристы, актеры, операторы. Мастера расскажут, как делать кино. Мастер-класс 18 декабря собрал почти 150 человек. Константин дал рекомендации, которые помогут найти инвестора молодым белорусским режиссерам. Подтвердился известный факт, что с помощью краундфандинговой кампании в интернете он собрал полмиллиона российских рублей и нашел партнера, инвестирующего более 30 миллионов российских рублей в продолжение альманаха "Свидетели", первой частью которого и являются "Туфельки".
Тема второго занятия, которое состоится 8 января, "Режиссер vs продюсер. Вечный конфликт?". На третьем занятии 15 января поговорят на тему: "Роль для актера. Между камерой и режиссером". На четвертом - 22 января - об "Ингредиентах "правильного" сценария".
Интервью подготовлено в рамках четвертого фестиваля-конкурса мобильного кино Smartfilm, организованного компанией Velcom. Сайт фестиваля - www.smartfilm.by.