Национальный художественный музей представил экспозицию вьетнамских народных картин
Источник материала: БелТА
26.11.2014 15:26
—
Новости Культуры
26 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Экспозиция выставки "Вьетнамская народная картина" из фондов Национального художественного музея Беларуси включает 36 работ. Об этом БЕЛТА сообщили в музее, где сегодня вечером состоится открытие выставки, приуроченной к визиту делегации Социалистической Республики Вьетнам в Республику Беларусь.
Это картины, закупленные у частных лиц, а также дар Министерства культуры Беларуси. На вернисаже ожидаются высокие гости - министры культуры Беларуси и Вьетнама.
Народные картины (лубок), появившиеся во Вьетнаме в период династии Чан (1226-1400), к концу XIX - началу XX века становятся одним из основных видов национального искусства. Картины создавались во многих деревнях Северного Вьетнама, были недороги и доступны любому крестьянину. К середине ХХ века их производство в основном сосредоточилось в деревне Донгхо провинции Бакнинь (ранее Хабак), где сложился своеобразный деревенский тип народного лубка. Картины печатались к самому крупному празднику - Новому году по лунному календарю - и назывались чань тэт, что значит "новогодняя картинка". Они представляли собой цветные ксилографические изображения, напечатанные на специальной волокнистой бумаге "кэй зо" (изготовлялась из местного сырья - орлиное дерево, аквилярий). На производство красок шла зола от сжигания листьев бамбука, соломы (черный цвет), кора дерева "дып" (белый), желтый камень (красный), цветок софоры (желтый), индигоноска (голубой), медная ржавчина (зеленый). Производством картин занималась обычно вся семья; деревянные клише, секреты производства красок передавались из поколения в поколение. Отличительной чертой лубков Донгхо был цветной фон, получавшийся путем добавления к красителю отвара клейкого риса, смешанного с порошком измельченных морских раковин. Это своеобразное покрытие делало бумагу более прочной, а порошок перламутра придавал картине легкое мерцание.
Художественная стилистика лубков была традиционна - основная роль отводилась четкой контурной линии и ярким цветовым пятнам. Композиция выстраивалась наглядно и лаконично - в центре листа помещались одна или несколько плотно скомпонованных фигур (божества, люди, животные или предметы), символически выражающих религиозные или общезначимые идеи и понятия. Второстепенные персонажи и детали, мешающие общему восприятию, опускались. Иногда композиция сопровождалась поясняющими надписями, помещенными рядом с каждым персонажем или в верхнем углу картины. Среди бесчисленного разнообразия лубков можно условно выделить следующие тематические группы: религиозные, благопожелательные, охранительные, исторические и литературные. К особой группе лубков относились представленные на выставке картины с изображением животных двенадцатилетнего календарного цикла: петуха, свиньи, мыши, кота, дракона и т.д. Значительное место отводилось и жанровому лубку со сценами сельской жизни: сбор кокосов, пахота, праздничное шествие с драконом.
Наряду с традиционным деревенским лубком со второй половины XIX века в условиях городской среды складывается ханойский тип лубка, явившийся результатом слияния народных и классических традиций. В отличие от деревенского, городской лубок, как правило, имел форму живописных свитков. Изображение, печатавшееся с деревянных контурных клише, дополнялось росписью от руки натуральными или анилиновыми красителями. В городской картине получили дальнейшее развитие традиционные мотивы: иероглифические надписи-пожелания, изысканные композиции "Четыре времени года", "Цветы и птицы". Значительную часть лубков составляли серии из двух, четырех или шести свитков на темы популярных литературных произведений. К последним относятся представленные на выставке свитки "Сказание о Тхать Сань", "Путешествие на Запад". Городские мастера подробно разрабатывали сюжетную линию повествования, разбивая ее на несколько эпизодов, иллюстрирующих наиболее важные моменты в жизни героев. Выразительные позы и жесты персонажей, тщательно подобранные детали интерьера или пейзажа раскрывали зрителю значение и смысл происходящих событий, создавали определенное настроение, созвучное переживаниям героев.
Лубок благодаря привлечению широкого круга сюжетов стал одной из наиболее активных форм сохранения в народной памяти огромного богатства мифопоэтической и фольклорной традиции Вьетнама.
Выставка в Национальном художественном музее Беларуси продлится по 8 декабря.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)