Новаторские, самые громкие и знаменитые постановки: чем запомнился "Теарт-2014"
27.10.2014 13:24
—
Новости Культуры
В Минске завершился IV Международный театральный форум "Теарт-2014". 21 спектакль в рамках международной и дополнительной off-программы "Belarus Open", реконструкция балета "Русских сезонов" Дягилева "Жар-птица" и "Шахерезада", лучшие, новаторские, самые громкие и знаменитые постановки современного мирового театрального искусства – чем запомнился "Теарт-2014".

Ша! Ба! Ны! – с придыханием, идущим из самого нутра главного героя, размышляющего о Шабанах как явлении внутри каждого белоруса. С таким глубинным выкриком спрашивают в час ночи, как пройти к библиотеке, или просят закурить, держа в руках зажженную сигарету. Роман Альгерда Бахаревича "Шабаны. История одного исчезновения" написан в эмиграции в 2012 году. Постановка режиссера Елены Ганум открыла белорусскую программу "Теарта" Belarus Open.


Ша! Ба! Ны! – с придыханием, идущим из самого нутра главного героя, размышляющего о Шабанах как явлении внутри каждого белоруса. С таким глубинным выкриком спрашивают в час ночи, как пройти к библиотеке, или просят закурить, держа в руках зажженную сигарету. Роман Альгерда Бахаревича "Шабаны. История одного исчезновения" написан в эмиграции в 2012 году. Постановка режиссера Елены Ганум открыла белорусскую программу "Теарта" Belarus Open.

На сцене происходит машинальное застольное поднятие чарок и стихийные танцы под девизом "как умею" под хит Modern Talking. Честные истории алкоголиков, продавщиц, воспоминания детства и возвращение к корням. Рассуждения о семи поколениях холуев, из-за чего так трудно вытравить раба в себе и сбежать от него за границу.
![]() |
![]() |
История вернувшегося из Германии молодого художника, молодой белоруски, у которой пропал муж, и история Шабанов. Эмигрировавшие главные герои приходят к выводу, что от Шабанов не убежать, потому что они встречаются на пути в Берлине, Амстердаме, Гамбурге, лезут из средневековых строений, железных дорог и со старинных улиц. Тема родины объединяется с проблемой эмиграции и возвращения.
"…Когда покидаешь какое-то место и потом возвращаешься – возвращаешься ли туда, где был? Готовы ли жители этого места принять тебя нового?". Возвращения не существует, словами героев делает вывод автор пьесы. Можно лишь переезжать с места на место.


"Смех в темноте": зрительно-звуковая вселенная
Спектакль датского театра "Отель ПроФорма" – произведение визуального и аудиоискусства, рассказывающее историю желания и обмана. Адаптацию одноименного романа Владимира Набокова создал "серый кардинал" датского кино Могенс Руков. Он участвовал в создании сценариев фильмов "Идиоты" Ларса фон Триера и "Торжество" Томаса Винтерберга.
![]() |
![]() |

Мир ослепшего искусствоведа ощущается и передается звуками и темнотой на сцене, в которую погружен зритель первые десять минут. Звуки, движения, речь словно обволакивают зрителя, втягивая в мир страстей, где каждый жест и слово имеют особое значение. Визуальная и музыкальная вселенная, которую создает постановка, не подчиняется законам традиционного театра.


"Ставангер", или "Pulp People" - лучший спектакль Латвии в 2013 году

Сцена представляет собой однокомнатный аквариум среднестатистической семьи – квартира как витрина, где за стеклом люди проживают свои страсти. Причем зритель также отражается в стекле. Режиссер Константин Богомолов достаточно беспощаден к зрителю и суров, как врач бывает суров с пациентом ради его скорейшего выздоровления. Pulp в переводе с английского, кроме прочего, - мякоть. Обмякшие люди, отбитые жизнью, практически лишенные эмоций, машинально играют свою роль, устроившись в этом мире, не анализируя себя.

![]() |
![]() |
Героиня бежит от рутинной жизни в поисках счастья в идеальную страну Норвегию. Однако возвращается от стерильного мнимого благополучия обратно на родину. Новый город – шанс убежать от себя и начать заново, ничем не обремененным. Герои несчастливы и от этого безучастны к окружающему холодному миру. Слова лишь выражают чувства, но ими не сопровождаются. Недаром описание, что чувствуют герои, подается бегущей строкой поверх сцены при немом бездействии самих героев.
