Польско-белорусский культурный центр планируют построить в Малоритском районе
14.10.2014 10:05
—
Новости Культуры
Долгое время место находилось в запустении, пока в 2003 году у трассы Кобрин - Малорита не установили памятный знак. Сюда стали приезжать гости, чтить память героя в юбилейные дни. Но брестская фирма "Зодчий тур" недавно решила пойти дальше и сделать программу туристов значительно более насыщенной. Финансировать перспективный проект взялся российский инвестор.
Недавно на месте усадьбы провели первые раскопки. Найден фундамент каплички, которую венчала деревянная скульптура святого Иоанна. Здесь в последний раз молился Ромуальд Траугутт, уходя в повстанческий отряд… В разных местах специалисты нашли кирпичные остатки фундамента, но точное местонахождение дома пока не установлено. А планы у реставраторов действительно большие.
"На историческом месте планируется возвести помещичий дом площадью 600 квадратных метров и несколько зданий для размещения туристов, - рассказал менеджер фирмы Сергей Рудковский. – Есть желание получить дополнительный участок земли, чтобы организовать подсобное хозяйство, ферму. В ближайшее время в Островье приедут археологи из польского Люблина, чтобы не дать похоронить под новостройками исторические артефакты. Масштабные работы планируется начать весной и закончить в течение полутора лет".
А место здесь действительно историческое. Изначально Островье принадлежало Шуйским. В 1861 году имение перешло по наследству племяннику, крестнику В. Шуйского Ромуальду Траугутту. После окончания Свислочской гимназии Ромуальд поступил на службу, принимал участие в Крымской войне, руководил саперными работами, трудился в корпусе военных инженеров в Петербурге. В 1862 году в чине подполковника русской армии вышел в отставку и с двумя малолетними дочерьми переехал в Островье.
Но вскоре начался новый период в жизни Траугутта. После смерти супруги он вступил в брак с Антониной Костюшко, троюродной племянницей Тадеуша Костюшко. Идиллия в тихом имении Островье длилась недолго. В тревожном 1863 году Траугутту предложили принять командование повстанческими отрядами Кобринского, Пружанского и Брестского уездов. Подполковник принял просьбу, распрощался с семьей и вскоре покинул Островье. Его отряд насчитывал всего 160 человек.
Преодолеть превосходящие силы царских войск повстанцам не удалось. Они обессилели от боев, голода и болезней. Сам командир тяжело передвигался, но ему удалось добраться до Бреста, а затем с группой в 20 человек – до Варшавы. Национальное повстанческое правительство присвоило ему звание генерала. Затем был Париж, трудные 6 месяцев руководства обреченным восстанием, арест и тюрьма. Он никого не выдал, не отрекся от убеждений. В тюрьме на допросе он повторял, что "независимость является необходимым условием настоящего счастья каждого народа, я всегда мечтал о ней для своей родины". Жизнь героя завершилась мужественной смертью на эшафоте в Варшавской цитадели перед тысячами варшавян. Ему не дали проститься с женой и детьми. Впоследствии вдове передали лишь фотографии, ее портрет, иконку…
По приказу М.Н. Муравьева усадьбу Островье сожгли… Но местность по сей день не потеряла своей привлекательности. Подъездная дорога утопает в зелени, сохранилась группа редкого в Беларуси американского сумаха оленерогого (уксусного дерева), акаций, 150-летних лип. Дом окружал старинный пейзажный парк.
Появился хороший шанс восстановить историческую справедливость. Причем с помощью представителей разных национальностей. Личность Ромуальда Траугутта достойна этого. И если удастся донести до потомков хоть частичку исторических реалий, от этого, думается, выиграют все.