"Дремлющий лес": фотографии Беловежской пущи в технике, которой больше 150 лет
14.10.2014 10:00
—
Новости Культуры
В рамках Месяца фотографии фотохудожники Алексей Шлык и Михаил Лещенко презентовали проект "Дремлющий лес". Заповедная Беловежская пуща запечатлена на стекло техникой, изобретенной еще в 1850-х годах. Авторы рассказали о проекте длиной в четыре года, где в день получается четыре фото и на каждое уходит два часа.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/10/1413271112638907.png)
![](http://www.21.by/pub/news/2014/10/1413271112638907.png)
Фотохудожники использовали для съемок технику амбротипии - когда на стекло наносится мокрый коллодий в качестве реактива. Такой вариант вариант получения фотографических негативных изображений пришел на смену
дагеротипным снимкам, самым первым фотографиям.
Трудоемкий процесс подготовки негатива включает в себя полировку стекла, чистку, затем стекло поливается коллодием с примесью спирта и опускается в серебряную ванну. Получается гигантский негатив, который заправляется в фотоаппарат. Чтобы коллодий не засох, нужно быстро бежать в темную комнату. "Из-за неудобства каждый раз переносить лабораторию с темной комнатой, приходилось засекать, за сколько можно добежать до нее от места съемок", - раскрывает подробности съемок Лещенко.
дагеротипным снимкам, самым первым фотографиям.
Трудоемкий процесс подготовки негатива включает в себя полировку стекла, чистку, затем стекло поливается коллодием с примесью спирта и опускается в серебряную ванну. Получается гигантский негатив, который заправляется в фотоаппарат. Чтобы коллодий не засох, нужно быстро бежать в темную комнату. "Из-за неудобства каждый раз переносить лабораторию с темной комнатой, приходилось засекать, за сколько можно добежать до нее от места съемок", - раскрывает подробности съемок Лещенко.
В технике мокрого коллодия фото делается непосредственно на стекло размером 30 на 40 см с выдержкой три минуты. "Сложность процесса в том, что у тебя на проявку 12 минут и проявлять надо там же в темной комнате", - рассказывает Михаил Лещенко. Поэтому темная комната монтируется прямо в лесу. Камера, вмещающая такого размера негатив, ростом почти с человека. Молодые люди занимаются проектом уже три года. Большая часть времени ушла на поиск материалов и освоение техники. В ближайшее время проект будет завершен, а на презентации они представили три оригинала и один цифровой отпечаток. В планах снимать лес в разное время года.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/10/1413271112710207.png)
![](http://www.21.by/pub/news/2014/10/1413271112710207.png)
"Техника такая сложная, потому что хотелось соответствовать величию места – старейшей Беловежской пуще. Приходить туда с маленьким фотоаппаратом, наверное, не очень правильно. Хочется передать хрупкость природы, леса", - объясняет Шлык. По его мнению, лучше всего передаст это мокрый коллодий - хрупкий, очень живой материал, зависящий от природных условий и стечения обстоятельств: "В течение 10 минут ты не можешь контролировать свет: солнце ушло, но снимать надо, потому что все готово. Непонятно, как поведет себя природа: подует ветер, камера начнет шататься". "Когда попадаешь в Беловежскую пущу, туда, где начинается дикая природа, удивляет очень мягкая земля под ногами. Гигантский слой листьев, болота, поваленные гигантские деревья, бегают дикие животные. Хочется передать ощущения этого места.
![](http://www.21.by/pub/news/2014/10/1413271112723509.png)
![](http://www.21.by/pub/news/2014/10/1413271112723509.png)
Авторам импонирует именно непредсказуемость процесса и загадочность техники: пока не достанешь пластину, не узнаешь, какой вышел кадр. "Получается очень честная фотография, сильно зависящая от места, которое мы фотографируем. Начинаешь понимать, что значила фотография в самом начале своей истории, сколько надо было приложить усилий, чтобы получить снимок. Ерунду не снимешь, задумаешься, нужен ли тебе этот ракурс", - объясняют фотографы, добавляя, что в процессе работы с амбротипами замедляется скорость жизни.
![]() |
Михаил Лещенко. Фото: с его страницы в "Фейсбуке" |
Процесс трудоемкий и затратный. Ящик для перевозки стекол, темную комнату фотографы делали вручную. К тому же сложно снимать места, куда не доедешь на машине: для оборудования, которое весит 150 кг, нужны носилки. "Самая большая проблема была у наших коллег в 1950-х годах. Стекло очень хрупкое, его трудно доставить на место съемки и обратно. Известна масса историй, как снимки бились и не доезжали до зрителя".
В этой технике работает немного людей, и еще меньше – на природе. На вопрос, что бы авторы проекта посоветовали начинающим в технике амбротипии, они ответили: добыть все материалы. "В Беларуси, как и везде, трудно достать материалы. Сложно найти стекло 2 или 3 мм, так как оно хрупкое, и его не возят. Книга "Deep South" Салли Ман начинается со слов "Как же трудно достать эту химию!", хотя кажется, что в Америке есть все. А оказывается, она собирает материалы по разным штатам", - доказывает свою мысль Михаил Лещенко. ![](http://www.21.by/pub/news/2014/10/1413271112739554.jpg)
С полной программой Месяца фотографии можно ознакомиться ТУТ. Кроме того, 14 октября в 18.00 в Музее современного изобразительного искусства (пр. Независимости, 47) открывается выставка Алексея Шлыка и Олега Шобина "Реконструкция №1".
Читайте также:
Выставки, лекции, гости мирового уровня: впервые в Беларуси пройдет Месяц фотографии >>>
Изучить русскую душу: в пространстве ЦЭХ открылась выставка "Не(свое)временное" >>>
4 выставки за один день: Месяц фотографии в Минске стартовал >>>