Танцы, интриги, сражения. Из рабства - на трон "посадил" султана казахский драмтеатр
17.09.2014 10:48
—
Новости Культуры
Академический театр драмы им. Мухтара Ауэзова из Алматы впервые представлял Казахстан на фестивале "Белая вежа". На суд зрителя театр, изначально держащийся героико-романтического направления, вынес один из лучших своих спектаклей – историческую драму "Султан Бейсбарс" Р.Отарбаева.
Потому в постановке Юрия Ханинга-Бекназара были и патетичный герой, и романтика, а еще, как и подобает Востоку, – танцы, интриги, сражения.
В основу пьесы легла история мамлюкского султана аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс (1223 – 1277 гг.) из династии бахритов, который правил Египтом и Сирией 17 лет (1260 –1277 г.г.).
Он, оставшись в десятилетнем возрасте сиротой, был захвачен булгарами и продан в рабство за 800 дирхемов эмиру мамлюков Ала ад-Дин Айтегин (Айдакин) аль-Бундукдар. Юноша стал прозываться Бейбарс аль-Бундукдари. Отправленный, как и все приобретенные рабы, для тренировок на нильский остров Рода, Бейбарс показал выдающиеся военные способности. А когда эмир впал в немилость и лишился своих мамлюков, Бейбарс был замечен султаном Египта ас-Салихом Айюбом ибн Мухаммадом и стал командиром одной из частей его личной охраны.
Войны, настоящая мужская дружба, предательство, опять войны, гибель лучшего друга и снова зов войны… Бейбарс в минуты моральной усталости постоянно вспоминает свою малую родину и первую любовь. Туда рвется его сердце. Такая вот жертва ради славы и могущества. Ведь Бейбарс очень скоро стал прославленным полководцем, а затем и султаном. Получив в народе прозвище Абдуль-Футух, т.е. Отец Победы, он многое сделал для развития Египта, превратив страну в могущественную державу. Дела мирские не мешали ему успешно вести и военные войнами в Палестине и Сирии против монгольских ильханов и европейских крестоносцев.
Эту патетичную историю о знаменитом султане казахи вложили в 70 минут спектакля. И хотя шел он на английском языке (с русским переводом на слайды), страсти и интриги вполне были понятны без слов. Зрелищный акцент, эффектные сцены, экзотические (для нас) костюмы, постоянная смена декораций и экшн, экшн, экшн – такая героико-патетичная драма понравилась бы подросткам и молодежи. Жаль только, что на казахский театр брестчане не очень-то спешили – в зале оказались пустые места, что для "вежи" – большая редкость. Зато те, кто пришел приобщиться к культуре, до этого на фестивале неведанной, думаю, не были разочарованы. Провожали артистов бурными аплодисментами.
К слову, о кончине султана Бейсбарса (что-то увлекла меня эта романтичная история). Есть версия, что, желая умертвить амира — главу сирийских Айюбидов, Бейбарс подал ему во время пира чашу с отравленным кумысом. Но эмир, почувствовав опасность, незаметно переменил чаши, когда султан отвернулся. Бейбарс выпил отравленный напиток и умер через 13 дней в ужасной агонии. По другой версии, после отравления своего врага, желая показать, что в чаше не было яда, Бейбарс налил себе туда же вина, не сполоснув ее предварительно, что и стало причиной его гибели.
Потому в постановке Юрия Ханинга-Бекназара были и патетичный герой, и романтика, а еще, как и подобает Востоку, – танцы, интриги, сражения.
В основу пьесы легла история мамлюкского султана аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс (1223 – 1277 гг.) из династии бахритов, который правил Египтом и Сирией 17 лет (1260 –1277 г.г.).
Он, оставшись в десятилетнем возрасте сиротой, был захвачен булгарами и продан в рабство за 800 дирхемов эмиру мамлюков Ала ад-Дин Айтегин (Айдакин) аль-Бундукдар. Юноша стал прозываться Бейбарс аль-Бундукдари. Отправленный, как и все приобретенные рабы, для тренировок на нильский остров Рода, Бейбарс показал выдающиеся военные способности. А когда эмир впал в немилость и лишился своих мамлюков, Бейбарс был замечен султаном Египта ас-Салихом Айюбом ибн Мухаммадом и стал командиром одной из частей его личной охраны.
Войны, настоящая мужская дружба, предательство, опять войны, гибель лучшего друга и снова зов войны… Бейбарс в минуты моральной усталости постоянно вспоминает свою малую родину и первую любовь. Туда рвется его сердце. Такая вот жертва ради славы и могущества. Ведь Бейбарс очень скоро стал прославленным полководцем, а затем и султаном. Получив в народе прозвище Абдуль-Футух, т.е. Отец Победы, он многое сделал для развития Египта, превратив страну в могущественную державу. Дела мирские не мешали ему успешно вести и военные войнами в Палестине и Сирии против монгольских ильханов и европейских крестоносцев.
Эту патетичную историю о знаменитом султане казахи вложили в 70 минут спектакля. И хотя шел он на английском языке (с русским переводом на слайды), страсти и интриги вполне были понятны без слов. Зрелищный акцент, эффектные сцены, экзотические (для нас) костюмы, постоянная смена декораций и экшн, экшн, экшн – такая героико-патетичная драма понравилась бы подросткам и молодежи. Жаль только, что на казахский театр брестчане не очень-то спешили – в зале оказались пустые места, что для "вежи" – большая редкость. Зато те, кто пришел приобщиться к культуре, до этого на фестивале неведанной, думаю, не были разочарованы. Провожали артистов бурными аплодисментами.
К слову, о кончине султана Бейсбарса (что-то увлекла меня эта романтичная история). Есть версия, что, желая умертвить амира — главу сирийских Айюбидов, Бейбарс подал ему во время пира чашу с отравленным кумысом. Но эмир, почувствовав опасность, незаметно переменил чаши, когда султан отвернулся. Бейбарс выпил отравленный напиток и умер через 13 дней в ужасной агонии. По другой версии, после отравления своего врага, желая показать, что в чаше не было яда, Бейбарс налил себе туда же вина, не сполоснув ее предварительно, что и стало причиной его гибели.