Льготные кредиты Белагропромбанка не предлагать

Источник материала:  
«ТЕРРИТОРИЯ усадьбы не пустынна. На ней расположена отличная русская баня, которая с радостью вместит около шести человек, даря им замечательную возможность привести в порядок мысли и тело…»

С ТАКИХ слов начинается заочное знакомство по Интернету с одной из многочисленных агроусадеб  Каменецкого района. На первом плане — фотография то ли беседки, то ли сарайчика для дров. Дополняет «картинку» неказистая русская печка, угол спальни с кроватью и другие деревенские виды.

Банально, обыденно и скучновато. После такой «рекламы», думаю, мало кому захочется ехать в бесспорно красивую деревеньку, приютившуюся возле самой Беловежской Пущи.

Если сравнить эту агроусадьбу с другими подобными объектами в районе, то она окажется одной из самых малопосещаемых. Более охотно туристы едут в «Беловежскую гостевую», «Империю», «Каменецкое затишье» и другие, где и сервис лучше, и реклама привлекательнее. Тут цены выше, но, соответственно, и разнообразнее выбор развлечений, шире ассортимент предоставляемых услуг, богаче кухня.

В Каменецком районе наибольшее в Брестской области количество агроусадеб — свыше сорока. Однако спросом у любителей деревенского отдыха пользуются единицы. Вот и получается, что в том же Кобринском районе, где подобных объектов не более двадцати, выручка от их деятельности за последний год — миллиард 752 миллиона рублей — почти вдвое превышает сумму, которую получили каменецкие владельцы агроусадеб (около миллиарда рублей).

Заместитель начальника управления Комитета государственного контроля Брестской области Ирина Сапон считает, что эти цифры наглядно показывают эффективность этого вида услуг в разных районах.

— На законодательном уровне в нашем государстве созданы очень благоприятные условия для успешного развития бизнеса в сфере агроэкотуризма, — убеждена собеседница. — Это подтверждает и мониторинг, проведенный специалистами Комитета госконтроля. Но далеко не все владельцы таких объектов эффективно используют государственную поддержку. А ведь она немалая. С 2007 года, после вступления в силу Указа Президента № 372 «О мерах по поддержке агротуризма в Республике Беларусь», Белагропромбанк на реализацию проектов в этой сфере за последние годы выделил субъектам агроэкотуризма Брестчины льготные кредиты на общую сумму почти в 5 миллиардов рублей. Те, кто с толком распорядился этими деньгами, сегодня в прибыли. Работают такие агроусадьбы в основном вблизи Бреста, а также по соседству с Беловежской Пущей.

И сервис, и качество обслуживания клиентов в агроусадьбе фермерского хозяйства «Чирец», что в Лунинецком районе, впечатляют. Усадьба напоминает небольшой санаторий.

В Кобринском районе многие знают агроусадьбу «Три богатыря», расположенную в деревне Пески-1, рядом с трассой М1 Е30. 

А ЧТО предлагают сельхозпредприятия, которые тоже могли воспользоваться господдержкой и развивать агроэкотуризм? К сожалению, активности у них меньше, чем у частников. Тех, кто развивает подобный бизнес, можно пересчитать по пальцам. Свой проект в этом деле начали реализовывать в ОАО «Журавлиное» Пружанского района, но пока не могут похвастаться полученной от него солидной отдачей. Очевидно: для успешной конкуренции надо создать что-то уникальное. Экскурсию по пуще, охоту, рыбалку, баньку клиентам предлагают практически все. А вот удивить гостей более оригинальными проектами весьма непросто. В «Журавлином» пытаются это делать. Например, желающим предоставляют возможность не только активно отдохнуть (у хозяйства есть современный многофункциональный гостиничный комплекс, бассейны, спортивные сооружения), пройти уникальными тропами, увидеть редких представителей фауны и флоры, но и посмотреть на местные достопримечательности с высоты птичьего полета, поднявшись в воздух на специальном летательном аппарате. И все же предоставление туристических услуг — дело достаточно хлопотное и обременительное. Для любого сельхозпредприятия на первом месте стоит осуществление основных функций: производство мяса, молока, продукции растениеводства. А на агроэкотуризм нередко физически не хватает времени.

В СПК «Городокский» на Лунинеччине о теплом приеме заезжих туристов тоже стараются заботиться. Прекрасное место для отдыха оборудовали на берегу расположенного на территории хозяйства озерца. Берега расчистили, соорудили беседки, уютные помещения для отдыха и приема пищи, организовали рыбалку, прогулку на лодках. Нельзя сказать, что сельхозпредприятие получает от этого солидные барыши, но такое подспорье у него есть.

К сожалению, подобных примеров единицы. А ведь условия для развития агроэкотуризма действительно неплохие. Размер сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в данной сфере составляет одну базовую величину. Это несоизмеримо мало по сравнению с выручкой, которую получает большинство агроусадеб. В прошлом году в бюджет области их владельцы перечислили всего 25,5 миллиона рублей, что не составило и 0,5 процента полученной прибыли. Несмотря на это, в Ганцевичском районе открылись всего 3 агроусадьбы, в Ляховичском — 5, в Малоритском — 6. В первом полугодии нынешнего года мало что изменилось. Если частники неохотно пользуются предоставляемой государством поддержкой, может быть, сельхозпредприятия могли бы попытаться занять эту нишу? На той же Столинщине, где природа очень красивая, есть множество озер, рек, богатая история каждого населенного пункта, уникальные традиции, агроэкотуризм лишь в зачаточном состоянии. Беседуя с руководителями хозяйств, интересуюсь: может быть, для них такой бизнес стал бы выгодным?

— И без того хватает забот, — сетует председатель СПК «Лядецкий» Александр Веренич. — Посевная, уход за растениями, кормозаготовка, реконструкция ферм. Люди и так заняты с утра до ночи. Заниматься другими делами просто не остается времени.

Такая же ситуация и во многих других сельхозпредприятиях. Руководители и специалисты большинства из них почему-то считают агроэкотуризм прерогативой частных структур. Между тем на деле оказывается, что у последних сервис не всегда на высоте. Есть проблемы с организацией питания, соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Некоторые субъекты агроэкотуризма не ведут личное подсобное хозяйство, производство сельскохозяйственной продукции у них ограничивается грядками с зеленью. У сельхозпредприятий здесь есть большие преимущества. У них развито растениеводство, многие имеют современную переработку и, кстати, реализуют продукцию тем же агроусадьбам.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Степан Радковец считает, что занятость основным производством не позволяет многим хозяйствам обратить внимание на агроэкотуризм. Не для всех это оправданно, но в ряде регионов, безусловно, перспектива имеется. И неплохая. Есть и первые примеры, о которых уже говорят.

Количество агроусадеб на Брестчине за прошлый год увеличилось на 27 процентов — до 253. Их услугами воспользовались свыше 30 тысяч человек: белорусы, россияне, поляки, немцы, представители других стран. Это на треть больше, чем в 2012 году. Значит, бизнес все же перспективный и выгодный. Только умело «раскрутить» себя, показать свои преимущества, достопримечательности и привлечь клиентов умеют, к сожалению, не все, кто берется за это дело. Нерасторопным владельцам агроусадеб особо не помогает и солидная государственная поддержка.

Александр КУРЕЦ, «СГ»

←В сети к Рыбаку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика