Юркины рассветы
— Как удалось выйти на столь высокие для Гомельщины показатели? — поинтересовался я у Юрия Николаевича. — Что явилось основной составляющей успехов? Ведь опыта управления хозяйством при назначении руководителем не было никакого, и начальство очень рисковало…
— Я старался все делать, как делал в «Заре» Владимир Андреевич Дворник. Его наука дала результаты. Под его опекой пришлось поработать еще несколько лет, когда он возглавлял Мозырский райисполком, — ответил он.
В кабинете Боженкова я насчитал девять кубков за победы в районном соревновании на протяжении 2010—2013 годов в различных номинациях. Есть на его счету победы на республиканских «Дажынках» за лучшую культуру землепользования, призовые места в соперничестве животноводов. К моему приезду здесь не готовились. И меня поразили чистота и порядок на фермах. Корма в кормушках вдоволь, скот на соломенной подстилке. Как тут не быть высоким привесам и надоям. Кстати, здесь от ста коров получают сто телят.
Не может быть, чтобы Юрия Николаевича не заметили и не предложили пойти на повышение.
— Были предложения возглавить на выбор райсельхозпроды нескольких районов и даже должность областного уровня. Но удалось устоять от соблазна. Думаю так: лучше быть хорошим руководителем хозяйства, чем плохим начальником. Примеров сколько угодно, — честно признался он.
Еще раз прочитал написанное и подумал: «Какой-то он у меня положительный получился. Надо бы отыскать в его управлении нечто такое, что не совпадало бы с написанным портретом».
— Никак не могу остановиться на главном инженере, — приходит мне на помощь Юрий Николаевич. — Мне уже и председатель райисполкома говорит: «Сколько ты их будешь менять! Снизь на 50 процентов планку требований…». Я снижаю, так они на 20 выполняют…
— Так, может, надо искать такого внимательного к науке старших, как сам? — высказываю предложение ему и перехожу к вопросу о кадрах вообще.
— Людей хватает. Текучесть небольшая. Дисциплина на уровне, потому что строим и приобретаем много жилья. Очереди на него нет. Если человек проворовался или злоупотребляет спиртным, увольняем без уговоров и выселяем из дома…
— А есть ли у хозяйства подрастающее будущее?
— Если учесть, что в школах на территории хозяйства сегодня учатся около 400 ребятишек, то да.
— А что в семье?
— А в семье у нас с женой две дочери. Старшая Алена собирается поступать в БНТУ на архитектора, а младшая Катя перешла в седьмой класс. Так что и здесь растем!
— Наше послевоенное детство проходило в шестидесятые годы, когда в деревнях еще не было электричества, а любые автомашины, тракторы, комбайны вызывали у ребятни неподдельный интерес и восхищение. Посмотреть на них при первой же возможности мы сбегались всей школой, вернее, ее мужской половиной.
Тогда еще не было узаконенной традиции отмечать выход в поле комбайнового парка для уборки хлебов. Но по деревенскому радио мы знали о дне и времени проезда колонны СК-4 через центр Дуравичей, и буквально слетались к сельсовету еще задолго до ее выезда.
Для нас было большой трагедией, когда в школе списали послевоенный вездеход-«газон», на котором под руководством Александра Ильича Дорохова обучались вождению сотни выпускников и получали после окончания одиннадцати классов права и профессию шофера. Районных УПК тогда еще не было. И мы свою тягу к технике вынуждены были реализовывать кто как мог.
Юрий Боженков, в отличие от своих сверстников, находился в привилегированном положении. Его отец работал трактористом. Со второго класса, когда ноги стали доставать до педалей «МТЗ-82», мальчишка прочно обосновался в кабине. До окончания школы было далеко. А как обстояли дела с учебой? Хитрый малец интуитивно выработал в себе одно ценное качество — послушание. Оно пригодится ему во всей дальнейшей жизни. Юрий внимательно слушал учителя, поэтому мог ответить теми же словами, почти не прибегая к учебникам. Этого было достаточно, чтобы окончить десятилетку всего с тремя четверками и семью грамотами за победы на различных олимпиадах. То, что дальнейшая жизнь нашего героя будет связана с техникой, нигде и никем обсуждению и сомнению не подлежало. Определяющим стало то обстоятельство, что БИМСХ (ныне БГАТУ) заканчивал двоюродный брат Виктор Шугов.
Лучшего агитатора нельзя было придумать. Да и у руководства совхоза «Дубовицкий» не было возражений против, чтобы юноша выучился за счет хозяйства и возвратился дипломированным специалистом. А направление гарантировало 40 рублей добавки к стипендии.
Абитуриент Боженков успешно выдержал конкурс из двух человек на место и стал студентом факультета механизации сельского хозяйства БГАТУ. После окончания второго курса был призван на службу в армию в ракетные войска. Там его приучили за два года к дисциплинированности, расчетливости и ответственности. И эти качества ему пригодились в жизни.
После службы парня затребовали в родное хозяйство на должность инженера-механика. Пришлось перевестись на заочное отделение. Далее последовало назначение начальником участка.
Во время очередной сессии в БГАТУ судьба уготовила ему встречу с девушкой Людмилой, которая вскоре стала его женой. Работала она в Мозыре, куда и его «перетянула». В райсельхозтехнике ему предложили должность инженера по ремонту. Затем, присмотревшись повнимательнее, назначили начальником автотранспортного участка. В этой организации Юрий проработал три года, три месяца и шестнадцать дней.
Было бы и больше, если бы на него не обратил внимание директор агрокомбината «Заря» Владимир Дворник. Он предложил ему должность главного инженера. Попасть в одно из лучших хозяйств республики было за честь. Вместе проработали 7,5 года, которые предопределили будущее специалиста. Председатель Мозырского райисполкома Михаил Савчик предложил Боженкову возглавить одно из трех хозяйств. Юрий выбрал колхоз имени Ленина. По размеру оно было хоть и побольше других, но не громадное. Поэтому изменить в нем положение к лучшему удалось быстро. А потом одно за другим присоединили еще три, занимавших в районной табели о рангах 15-е, 16-е, 18-е места. Те, в которых надаивали до 2500 килограммов молока в год, имели среднесуточные привесы КРС в 330 граммов и зарплату меньше ста тысяч рублей в месяц. За восемь лет работы директором КСУП «Слободское имени Ленина» Юрий отремонтировал 25 сараев, довел надои молока от коровы до 5437 килограммов в год, среднесуточные привесы КРС до 1020 граммов. Даже говядина здесь стала прибыльной. При этом выручка возросла в 66 раз, чистая прибыль достигла 4,5 миллиарда рублей в 2013 году. За пять месяцев 2014-го она составила 3,7 миллиарда. Зарплата возросла почти в тысячу раз и исчисляется 4,7 миллиона рублей в месяц.
Нетрудно представить, какой ценой дались и руководителю, и коллективу эти результаты…
Обновление производственных фондов продолжается. Реконструируются старые животноводческие помещения, обновляется техника. А это значит, что впереди у КСУП новые, более высокие достижения.
Петр КАВУНОВ, «СГ»
Фото автора