Киноэпопею «Освобождение» снимали «под документ»

Источник материала:  

Грандиозная киноэпопея «Освобождение» не знает аналогов в мировом кино: пять серий картины рассказывают историю Великой Отечественной войны — от битвы на Курской дуге до водружения Знамени Победы над Рейхстагом.

Тысячи солдат, сотни единиц боевой техники, почти полное отсутствие декораций — все на натуре, интернациональный актерский состав, десятки кинемато¬графистов из разных стран, работавших над фильмом на протяжении четырех лет съемок.

Первые серии фильма вышли 9 мая 1970 года. Заключительные — в 1972-м. Торжественные премьеры «Освобождения» состоялись в 115 странах мира. Число зрителей приближалось к астрономической цифре — 400 миллионов человек! И это только за один год.

Киноэпопея была изначально задумана как ответ Западу. Она должна была называться «Освобождение Европы» и состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45». Режиссер Юрий Озеров говорил: «Незадолго до того, как я взялся за работу над «Освобождением», на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской армии, советского народа в победе над фашизмом, где извращалась история. И мне, как старому солдату, было нестерпимо обидно видеть подобные ленты. Мне хотелось сделать фильм о нашей недавней истории, рассказать о том, как все было на самом деле».

Создатели фильма — участники Великой Отечественной. Режиссер Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начинавший солдатом и демобилизованный майором, был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич — бывший танкист, в 1944 году его Т-34 был подожжен немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошел путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссер Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…

Озеров выдвинул программу, включающую несколько принципиальных положений. Во-первых, он хотел показать на экране победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. И, наконец, придерживаться фактов в показе событий и роли исторических лиц, всех явных и тайных эпизодов войны. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьезными противниками, как это и было на самом деле.

Для того чтобы написать сценарий, пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Озеров твердо намеревался сделать Георгия Жукова главным консультантом картины, но отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и его не утвердили. Тем не менее Жуков передал режиссеру только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съемок. Много часов Озеров провел в его обществе, маршал охотно смотрел материал, давал ценные советы.

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актеров на роли оказался непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были еще живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа на изображение тем или иным актером.

Сталина сыграл грузинский актер Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» встал по стойке смирно и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина — Закариадзе. Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.

На роль Жукова с его одобрения был приглашен Михаил Ульянов. Она стала своего рода фирменной для знаменитого актера, впоследствии он исполнял ее не один раз.

В «Освобождении» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешен с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет, не только в фильме, но и на съемках. Этот персонаж получил условное наименование Генерал.

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Актер, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова. Выбор определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр имени М.Ю. Лермонтова находился на гастролях в Москве. На одном из спектаклей на актера обратил внимание кто-то из ассистентов режиссера.

Съемку эпизода провели под Москвой в один день. А вечером Юрий Озеров сказал актеру: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдете себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошел в фильм.

С большим трудом удалось уговорить на съемки актера киностудии ДЕФА Фрица Дица. Именно ему было предложено сыграть Гитлера. Но ранее Диц уже появлялся в образе нацистского фюрера в двух фильмах и на сцене театра, где работал. Ему казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более он не хотел стать заложником роли Адольфа Гитлера. Диц всегда придерживался антифашистских взглядов, в 1930-е годы, после прихода Гитлера к власти, даже эмигрировал в Швейцарию. Чтобы добиться от него согласия на участие в картине, потребовалось личное вмешательство руководителя ГДР Эриха Хонеккера.

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых. Популярный румынский актер Флорин Пьерсик, кумир зрителей, сыграл Отто Скорцени. Итальянец Иво Гаррани, непохожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.

Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением. Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссер взял на эту важную роль молодого артиста Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Решающее значение сыграл типаж актера, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это русский солдат.

Для съемок грандиозной эпопеи нужно было обеспечить материальную базу, и ассистенты режиссера по реквизиту начали поиски боевой техники времен войны: старых Т-34, давно снятых с вооружения, Яков и самолетов Лавочкина, пушек, грузовиков. Серьезные трудности возникали с немецкой техникой, и тогда на одном из заводов был размещен заказ «Мосфильма» — изготовить немецкие танки.

Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие — для съемок на заднем плане. Подобным образом обзавелись и самолетами. ЯК-18 выступал в роли всех советских истребителей, а чешские Zlin Z-526 — в роли «мессершмитов».

В съемках принимали участие более 3000 солдат. Сами съемки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолеты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров).

Значительную часть затрат составляли костюмы: режиссер требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры за неимением оригинальных также были сшиты. Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времен Великой Отечественной войны.

По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Взятие Берлина — прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле сорок пятого года шли последние бои.

Один из самых сложных в фильме — эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбежки тысячи стариков, женщин, раненых и детей.

Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление — в перервинском шлюзе № 11 под Москвой.

…Начиная работу над киноэпопеей, создатели фильма взяли за основу принцип документализма, то есть решили снимать игровые, актерские сцены «под документ». И, надо отметить, им блестяще удалось добиться ощущения достоверности.

В 1972 году за «Освобождение» основной авторский коллектив был удостоен высшей творческой награды — Ленинской премии. 

←«Славянское единство — 2014» пройдет на территории России и без украинской делегации

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика