Ночная жизнь в Червоном
НЕ ЗРЯ говорят — темнота друг молодежи. Смеркается. На крыльце СДК группками по три-четыре человека тусуются подростки в ожидании танцев. Билет на дискотеку недорогой — 3 тысячи рублей. Прислушиваюсь, о чем разговаривают: обсуждают новые гаджеты (в руках у каждого навороченные телефоны), компьютерные игры…
Директор СДК Таисия Макаревич, которую встречаю здесь, сама выросла в Червоном. Говорит:
— Хорошо, что вообще дети из дома приходят, чтобы пообщаться друг с другом. Раньше, когда никаких компьютеров не было, мы в клуб приходили, чтобы хоть чем-то себя занять и развлечь. Был наш СДК своего рода элитным клубом. Свой ВИА был, так что танцевали не под магнитофон, а под живую музыку.
Да и жителей в поселке раньше было больше, сейчас всего полторы тысячи человек. Несовершеннолетних лишь сотни три будет.
Стоящие на крыльце подростки внимательно слушают наш с директором разговор. Самые смелые мальчишки выдают:
— Конечно, нам не нравится, что в Доме культуры можно только до 10 вечера танцевать. Не плясать же нам с малышней. Хоть бы на час еще нам дискотеку продлили!
Их ровесницы, девочки-подростки, поддерживают парней.
— Мы здесь все хорошо друг друга знаем, все дружим. И куда еще пойти, чтобы пообщаться? Только на танцы! — говорит одна из девчат, Александра Макаревич. — Так что вполне могли бы дискотеку продлить. Хотя понятно — закон есть закон, мы его не нарушаем.
Саше 14 лет. Говорит, что особенно прихорашиваться на танцы не надо: кроссовки и джинсы, майка с модным принтом. Дресс-код (по меркам столичных клубов) в поселке неформальный и более чем демократичный.
ТАМ ЖЕ, на крыльце, знакомлюсь еще с одной компанией девочек-подростков. Они постарше Саши — учатся в 9-м и 11-м классах. Тема разговора — вступительная кампания, куда подавать документы. Беседа вмиг прервалась, как только девочки увидели бывшего диджея Алексея Рудакова. Это их кумир, местная знаменитость, но бывает редко, учится в областном центре.
Леша говорит мне, что на дискотеке больше всего молодежи в субботу вечером, когда приезжают в деревню к родителям такие, как и он, студенты. Объясняет, что досуг у юных сельчан не так уж разнообразен, но не потому, что бездействует «культура»: «Просто много появилось виртуальных развлечений, молодежь неохотно идет куда-либо. Всем бы только в социальных сетях сидеть или в виртуальные игры «рубиться». Летом-осенью много работы на огородах, тоже некогда развлекаться, досуг организовывать. Но дискотеки пока любят, сами видите — много народу».
Молодежь все еще стоит на крыльце, но заходить в зал не торопится. Наконец, несколько ребят решаются потанцевать, покупают билеты и спешат на танцпол. За ними подтягиваются еще человек десять. Пока шумная толпа заходит, Таисия Анатольевна делится «по секрету» со мной своей голубой мечтой:
— Пора бы нам сделать ремонт, и основательный. В последнее время удалось только крышу новую сделать своими силами, а так хочется заменить окна, двери, мебель, сцену и ее «одежду»… Думали уже спонсоров искать, да не получается.
— А почему вы не дома в такой поздний час?
— У меня дети уже взрослые. Так что вполне могу себе позволить «жить» на любимой работе, — тут директор обращает мое внимание на часы. Она ожидает главную часть программы на сельской дискотеке. С минуты на минуту должен появиться Сергей Макаревич. 29-летний уроженец Червоного работает руководителем народного фольклорного этнографического коллектива «Пуховчанка» в соседней деревне Пуховичи (за девять километров от поселка).
Несколько раз в месяц, обычно по выходным, Сергей приходит в родной ДК, чтобы спеть для односельчан. Те за его выступлениями следят, молодежь так и вовсе постоянно собирается, чтобы послушать своего «шансонье». Негласно Сергея местные прозвали «Стасом Михайловым». И внешне, и по голосу, и по репертуару Макаревич очень уж похож на российскую знаменитость.
РЕШАЮСЬ подойти к нему за автографом.
— Пою бесплатно, потому что альтернативы, куда пойти, у молодежи нет, а не всякий парень или девушка могут найти деньги, неважно, маленькие или большие, на билет, — говорит Сергей. — Мне же самому выступать перед такой юной публикой в удовольствие. Очень искренне ребята реагируют, аплодируют. Плюс у меня и музыкальное образование есть, и интерес к вокалу, к культработе в целом. Люблю «живые» выступления...
Сергей берет в руки микрофон. Молодежь (а в зале уже собралось человек тридцать) приветствует артиста аплодисментами. Медленные лирические и более подвижные песни воспринимаются на ура. Многие подпевают. Еще час-полтора Сергей выступает для односельчан. Официально дискотека по выходным заканчивается в час ночи. Еще примерно за час молодежь разбредается по домам. Червоное засыпает…
Червоненский СДК в Житковичском районе, как узнала накануне командировки, «котируется» как один из лучших. План по платным услугам выполняют не напрягаясь. По так называемой культпросветработе — один из первых в районе. Для жителей поселка Червоное СДК даже чисто географически самый что ни на есть центр. А вообще, это центр притяжения сельчан, интересующихся культурной жизнью. При входе в клуб уже на следующий день вижу объявление: «Пятница и суббота — дискотека». Из здания доносятся звуки музыки. Почему, если указано, что танцы начнутся в 21.00? А сейчас только семь вечера. У входа в Дом культуры бегают дети лет 8—10 — раз в неделю для них устраивают танцевально-развлекательную программу. Директор Червоненского СДК поясняет:
— Раз в неделю мы начинаем в семь-полвосьмого вечера детскую дискотеку. А когда же смеркается, в СДК приходят подростки — им можно находиться в учреждении культуры до 22.00 — и взрослые.
Захожу в СДК. Везде чисто и аккуратно, но, действительно, ремонт не помешал бы. Многое в оформлении сохранилось еще с 70-х годов прошлого столетия, когда и был построен СДК. Справа от входа — шахматный стол, дети с увлечением переставляют фигурки. Старшие учат младших. При необходимости сюда выносят стол для настольного тенниса, в который с удовольствием играют ребятишки.
СЛЕВА от входа в СДК — танцевальный зал. Правда, пол в нем деревянный. В торце — музыкальная аппаратура. Ее в СДК закупили несколько лет назад, работает пока исправно. В креслах, расставленных по периметру, сидят родители детей, их привели сюда на игровую программу.
Детей занимает Ирина Василевская, художественный руководитель СДК. Она для малышей и аниматор, и хореограф, и диджей. Кстати, как такового диск-жокея в червоненском клубе нет.
— Раньше к нам приходил диджействовать Алексей Рудаков, очень музыкой увлекался, да уехал из поселка — студентом стал. Теперь только иногда по выходным захаживает, когда домой приезжает, — говорит Ирина. — Поэтому приходится нам и диджеями быть, и в современной музыке хорошо разбираться. Сами дети приносят диски. Стараемся крутить популярные танцевальные композиции, а как иначе? Детям в поселке пойти больше некуда. И лучше, чтобы они в клубе были, а не на улице.
В зрительном зале ДК одновременно может поместиться 300 человек. Это помещение червоненцы используют и как концертную площадку, и как репетиционную. А в СДК есть детские вокальный и танцевальный коллективы, драмкружок. Репетирует здесь и народный коллектив народной песни «Раніца». В репертуаре песни белорусские народные, авторские, их пишет местный поэт-песенник Галина Лыкова.
— Удивительно, но молодежь тянет и к народному искусству, — говорит Таисия Макаревич. — На все праздники здесь оживленно, много парней и девчат. Особенно весело им в новогоднюю ночь: сначала проводят костюмированное шоу и концертную программу, лотереи, затем — танцы.
Всегда молодежь — и школьники, и студенты — постоянный участник традиционных народных праздников, таких как Купалье, Масленица — их в Червоном начали проводить несколько лет назад.
КОММЕНТАРИЙ
Елена ПТУШКО, главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Житковичского райисполкома:
— Дискотеки — самая популярная форма досуга среди сельской молодежи. А для клубных учреждений района — основной источник выполнения плана платных услуг. Прейскурант цен на мероприятия для молодежной аудитории разнится от 3 до 15 тысяч рублей. Все зависит от того, что именно проводится в сельском учреждении культуры: просто дискотека или, например, большая шоу-программа. Самый дорогой, к слову, свадебный обряд. Он стоит 100 тысяч рублей.
Проблем у сельских дискотек всего две. Это отсутствие специалистов — диджеев — для проведения диско-программ. И вторая — запрет на нахождение подростков и молодежи до 18 лет на дискотеках после 22.00. Хотя все же один раз в месяц по решению райисполкома разрешается продлевать время дискотек. Мы этой возможностью пользуемся. Кстати, с апреля сельские танцы «перешли» на летний режим работы, то есть вместо трех раз в неделю будут проводиться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.
Кроме развлечений, в клубных учреждениях молодежь проявляет себя в творчестве. Активистов молодежных клубов общественно-культурного направления у нас в районе — под 300 человек. Спортивных — около 100.
Татьяна УСКОВА, «СГ»
Фото автора