«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Источник материала:  
01.03.2014 12:44 — Новости Культуры


В минской галерее «Университет культуры» проходит выставка «Лiхтарт», организованная Белорусским союзом дизайнеров. В ней участвуют 60 дизайнеров и художников. Сотрудники галереи удивляются, откуда вдруг такой интерес, в то время как наполняемость залов многих художественных выставок незначительна. Похоже, что «Лiхтарт» стремится превзойти проходившую здесь же в 2012 году выставку «Постулат», которая была посвящена стулу как утилитарному предмету, арт-объекту и художественному образу в искусстве. Многие специалисты задаются вопросом: в чем причина успеха?

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света



Обычные посетители выставки ни над чем таким голову не ломают, им просто интересно и нравится.

Название «Лiхтарт» можно прочесть двояко — как лiхтар в значении «фонарь» и как соединение лiхт+арт (искусство светильников). Выставка отвечает и тому, и другому.

Здесь есть несколько коллекций старинных, проржавелых фонарей и керосиновых ламп — так сказать, дедушек и прадедушек современных светильников. Это чтобы увидеть, какую дистанцию пробежал световой авангард за каких-то сто лет. И на выставке в самых причудливых сочетаниях представлены арт-работы.

Это вариации и фантазии художников на тему света и тьмы, импровизации со всевозможным материалами, потому что с приходом в наш быт светодиодов уже можно не бояться за пожарную безопасность. Ограничением фантазии является сама фантазия дизайнеров и стилистов.

Именно на такой, казалось бы, прикладной, утилитарной выставке дизайн цветет. Дизайн — это стиль. Искусство «одеть» свет — это искусство модельера-стилиста, одевающего тело. Зрителя таких попыток всегда интересует, как такое пришло в голову дизайнеру, почему это не пришло в голову ему самому, и как это сделано.


Светильники — благодатная лужайка, где резвятся дизайнеры

Здесь, как в моде, множество направлений: от эко-дизайна и трэш-инсталляций до этно и гламура. Вот брутальный, «обернутый» древесной корой настенный светильник, а вот воздушные крылья бабочки, которые могут вспорхнуть в любой момент. Вот концептуальный куб мэтра Льва Агибалова («Просто светильник» и «Светильник с чулком»). А вот рояль из спутанных светодиодных проводов Виктора Астера («Рояльность»). Или погруженная в терновник лампа Виктора Старухина («Рождение»). Сверлит взглядом Фантомаса «Граненый Ян» Льва Толбузина, который воспитал не одно поколение белорусских дизайнеров в Академии искусств.

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Лев Агибалов «Просто светильник»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Лев Толбузин «Граненый Ян»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Павел Войницкий арт-объект «Октябрята»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Валентин Борздый «Светильник»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Андрей Капустников, Александр Трусов «Субмарина»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Виктор Астер «Рояльность»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Виктор Старухин «Рождение»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Катерина Бура «Яйца»

«Лiхтарт» собрал лучшие образцы одомашненного света

Лев Толбузин «Таинственная пирамида»

Студенты факультета дизайна и вообще новая генерация дизайнеров включают себя в мировой контекст лайтинг-дизайна. Это свежие, молодые идеи, когда любой предмет, любой материал может быть отправной точкой для дизайнера. У него развязаны руки, в то время как в традиционных жанрах — живописи, скульптуре или ремесленных искусствах — такой свободы нет.

На выставке есть и случайные поделки, которые говорят о плохой ориентации в современных европейских или, к примеру, восточных тенденциях. Но они не влияют на общий настрой, что и приводит сюда много молодежи и — внимание! — пенсионеров. Вот две фокус-группы, о которых неплохо бы помнить кураторам выставок.

Казалось бы, что может быть проще — пойти в массы и понять, чего хочет потребитель? Мы как всегда выбираем «сцiплы» вариант — залить рынок китайским ширпотребом.

Ничто так не говорит об отсталости экономики и технологий, как скудость рынка обычных потребительских вещей. Человеку нет дела до КамАЗа, но его очень интересует, какая лампочка освещает его быт. И тут — беда, магазины заполнены стереотипными китайско-российскими люстрами и ночниками, а найти что-то отвечающее индивидуальному вкусу почти невозможно…

Рынок светильников в Беларуси при всей его затоваренности удивительно уныл. В редких экземплярах местного производства нет ничего, что выделяло бы их из общей массы. Нет ничего брендового. Полет дизайнерской мысли их не коснулся.

В то же время лайтинг-дизайн — отличная площадка для дизайнерского поиска и творческого старта. Это возможность стать членом корпоративного сообщества — стилистом осветительных конструкций.

Есть такая симпатичная Международная ассоциация лайтинг-дизайнеров и лайтинг-консультантов (PLDA), которая объединяет, в основном, европейских дизайнеров, задействованных в архитектурных проектах. Она базируется в Германии, в местечке Гютерслох, с 1994 года. Это волонтерская организация. Ее цель — повысить репутацию профессии и защитить авторские права. PLDA сотрудничает с другими лайтинг-ассоциациями и разнообразными группами лайтинг-дизайнеров по всему миру. Дизайнеры имеют соглашение о партнерстве с Институтом лайтинг-инженеров, чтобы не возникало непонимания между профессионалами лайтинг-дизайна и инженерами-практиками.

В большом и разномастном мире лайтинг-дизайна место найдется всем. Однако вопрос, почему сама тема «Светильник» интересует людей как-то очень лично, остается открытым. У меня есть свой ответ. Люди устали от однообразия, для них свет — это что-то вроде домашнего питомца. Его воспитывают, приручают, украшают, любуются им. И такой «одомашненный» свет ждет хозяина-творца. Он посылает ему вызов, и этот вызов хочется принять и сделать из тоскливой «повесившейся» на шнуре лампочки что-то необыкновенное.

Ведь мы только сейчас начинаем понимать, что свет может взрывать воображение. Знаменитые фестивали света в Лионе, световые фонтаны на многих улицах итальянских городов… Тут не надо много слов, чтобы понять, что умное световое решение очень часто до неузнаваемости меняет наше существование в городе. Только смелее…

Настоящий тренд 2014 — создание световых мистерий. Таких, например, какие мы видели на шоу Олимпиады в Лондоне, а теперь — и в Сочи.



Татьяна ТЮРИНА

←Выходные в Бресте: Лебединое озеро на льду, кошачья выставка и проводы Масленицы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика