Итоги «Лістапада-2013»: белорусам привезли унылое кино?
Минский международный кинофестиваль «Лістапад» в этом году завершался долго и со смаком: 7 ноября состоялось предзакрытие форумма, на следующий день кинофестиваль закрыли официально и торжественно, а 9 ноября в кинотеатре «Центральный» состоялся круглый стол с участниками и гостями кинофестиваля. Во время двухчасовой беседы попытались подвести итоги юбилейного кинофорума, понять, что и почему было сделано не так, и как не оплошать в следующем году. Но с появлением за столом чиновников от кино, организаторам фестиваля пришлось объяснять им, что такое кино как искусство и почему не стоит оценивать его с позиции «нравится»/«не нравится».
Найти спонсора и зажечь любопытство зрителя
Первой взяла слово директор кинофестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева. Она посоветовала дирекции кинофорума не увеличивать количество программ, даже сократить их: «Получается, что вы пожираете сами себя». Также госпожа Алиева отметила, что вручается слишком много призов от жюри кинопрессы и посоветовала сократить их количество, не присуждая, например, призы за лучшие роли второго плана.
«Самое главное для вас – это спонсоры, — констатировала директор «Кинотавра. — Когда у вас не будет проблем с деньгами, вы будете финансово и морально раскрепощены. В целом же мне кажется, у вас очень сильная программа, вы показываете лучшее, что сделано в мире. У вас замечательная секция «Мастер-класс». Люди с удовольствием ходят в кино — для меня это было приятным удивлением. Зрители не читают аннотации, не знают, о чем кино, но видят плакат и приходят. Самое важное для любого кинофестиваля — зажечь любопытство зрителя. Вам это удается».
Смотреть на мир широко открытыми глазами
Отвечая на вопрос корреспондента Naviny.byо высказывании народного артиста России Николая Бурляева относительно того, что «Лістапад» катится в пропасть безнравственности, программный директор игрового кино кинофестиваля Игорь Сукманов отметил: «Мы не просто так привезли кино. Мы пытались идти на диалог со зрителем. Мы исходили не от скандальных тем, а делали акцент на искусстве кино, на жизненных реалиях. На мир нужно смотреть широко открытыми глазами. Кинофестиваль – это ярмарка, на котором каждый видит то, что хочет».
Кинокритик, журналист Людмила Саенкова: «Каждый зритель видит в фильме то, что в нем самом, зрителе, есть. «Жизнь Адель», про которую идет речь, очень многоплановая, многокультурная, многосмысловая картина. Вообще в последние годы происходит спекуляция на понятии духовность. Далеко не всегда фильмы о священниках или о вере имеют отношение к духовности. Я доверяю тем людям, которые отбирают фильмы для этого кинофестиваля. Я считаю, что фестиваль не хиреет, а набирает силу. Мы благодаря таким картинам как «Жизнь Адель» входим в настоящее культурное пространство».
Критиков поддержал и гендиректор «Беларусьфильма» Олег Сильванович, отметив, что «политическая корректность – это то, что приведет нас в могилу. Нужно думать не про социальную значимость, важно только – произведение это искусства или нет».
Ограничить жюри: не более одной награды фильму
Журналист и критик, программный директор фестиваля молодого европейского кино «VOICES» Игорь Гуськов, говоря о юбилейном кинофоруме, отметил, что он «стал современным, острым, но в тоже время сохранил то лучшее, что в нем было изначально. Для Беларуси и для Минска «Лістапад» — важнейшее кинособытие года. Мне очень понравилась ваша документальная программа. Я в восторге и от детского конкурса – он был просто потрясающим».
Гуськов подчеркнул, что каждый кинофестиваль создается для идеи: «Ваша идея — это сцепка молодых кинематографистов с уже теми, кто зарекомендовал себя, сказал свое слово».
Переходя к конструктиву, Игорь Гуськов предложил ограничить жюри кинопрессы: «Это ненормально, что одна картина «Ида» получила четыре приза, а другие тоже достойный работы не получили ничего. Я предлагаю ввести ограничение для жюри по призам: не больше одного приза одной картине. На фестивале в Каннах ввели такое ограничение. Именно поэтому и произошла ситуация, когда жюри, награждая картину «Жизнь Адель», присоединило актрис к режиссеру, вручая главный приз».
Особое мнение: минчанам показали унылое кино
Со своим особым мнением выступил начальник управления киновидеоискусства Министерства культуры Владимир Лисовский: «Правды нет, есть мнения. Одни думают, что фестиваль прошел, он получился, и это хорошо. Но у меня есть особое мнение, что кинофестиваль грустный, унылый, неинтересный. Вот как он закончился? Польской картиной «Хочется жить», она, согласитесь, грустная...».
По большому счету, это заявления определило весь дальнейший ход разговора. Киноведы и директоры кинофестиваля корректно, но четко дали понять, что оценивать кино с позиции грустно/весело, нравится/не нравится, по крайней мере, неправильно.
Людмила Саенкова: «Простите меня, что я снова использую это слово, но фильм «Хочется жить» – духовный в абсолютном варианте. Что может быть духовнее всеобщей человеческой любви? Не любви между мужчиной и женщиной, а любви между людьми! Почему же в этой картине видят пессимизм?..
Мы вырастаем из «коротких штанишек». У кинофорума появился зритель. Не массовый зритель, который ходит на показы с попкорном, а именно кинозритель, который хочет видеть большое кино. Показывается не просто фестивальное кино, а фильмы, которые имеют смыслы. Те, кто имеют глаза и уши, их считают. У нас уже сформировано это поле».
Игорь Сукманов: «Мы не делим кино на белое и черное, на «нравится» и «не нравится». Кино – самовыражение свободы художника, который очень чувственно реагирует на то, что витает в воздухе. В картине «Хочется жить» очень оптимистичный посыл: «я не овощ, я человек». В Минске только раз в году можно дать волю чувствам, голове, душе. Мы этим картинам должны понравиться, а не они нам – вот что важно».
Директор кинофестиваля Анжелика Крашевская считает, что фильм закрытия «Хочется жить» на самом деле грустный, «но и закрытие тоже добавляет нам нотку грусти. Я до этого момента не могу от этого фильма отойти…».
Председатель кинофестиваля Геннадий Давыдько выразил обеспокоенность тем, что пока минский кинофестиваль не спасает заблудшие души любителей блокбастеров и легкого кино: «Я горжусь тем, что мы находимся в общем кинострою. Но, с другой стороны, мы все еще не спасаем тех, кто погряз в блокбастерах… Наш зритель подтянулся, люди пошли в кино. Если человек попадает во власть искусства – он начинает плакать, смеяться, чувствовать. А если ты вышел и ничего не почувствовал, то разговор идет о факте культуры».
«Лістапад-2013» в цифрах Пресс-служба кинофорума огласила статистику фестиваля. Таким образом, во время недели большого кино в Минске было показано 150 фильмов более чем из 30 стран мира: 78 игровых, 61 документальный и 11 анимационных. Минск посетило 125 гостей. «Лістапада-2013» длился 172 часа. Организовано 57 эксклюзивных интервью. На фестивале было задействовано более 150 волонтеров. За эту кинонеделю страничку фестиваля в фейсбуке посетило более 5 тысяч человек. Во время фестиваля было использовано 40 килограммов бумаги. Выпито 1,5 тысячи бутылок воды, 5 тысяч пакетиков чая и 72 бутылки шампанского. |
Ася ПОПЛАВСКАЯ