Олег Сковородко: "В Витебске художнику труднее, чем в Минске"

Источник материала:  
09.10.2013 13:06 — Новости Культуры


В Минске в Музее современного изобразительного искусства открылась персональная выставка художника из Витебска Олега Сковородко. Называется она "Живопись. Поэзия цвета".


Его холсты не похожи на картины великих Шагала и Малевича, но они запоминаются. Их узнаешь сразу, издалека. В залах сорок полотен. Сюжеты просты. Художник видит то, что его окружает. Предметы узнаются, обнаженные модели заставляют улыбаться, натюрморты радуют. Все работы написаны энергично, ярко, позитивно и с выдумкой. Да и сам художник рассказывает анекдоты, подшучивает над собой и волнуется. А как не волноваться? Ведь он пишет для зрителей.

Знаю, что Олег Александрович родился 5 октября 1948-го на Лепельщине, на границе двух районов. За лесочком начиналась ушачская земля. Места там красивые... В 1972-м окончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института. Потом отслужил в армии и вернулся в Витебск. Знаю, что у него хорошая большая мастерская. Он ее называет творческой.

- Олег, мастерская огромная, потолки высокие, а картины маленькие, обыкновенные, - шучу, пытаясь разговорить художника.

- Ну почему маленькие, нормальные... А что, у Шагала холсты большие, у Малевича огромные? Дело в том, что искусство не размером ценно, а качеством живописи, своеобразием... У каждого настоящего художника должно быть свое лицо. Чтобы на выставке сразу можно было узнать и сказать, что это работа Олега Сковородко, а не Левитана, Данцига, Малевича, Савицкого... Настоящий художник узнается сразу, ошибиться сложно. Поэтому каждый должен искать свое лицо.

- А как ты его искал?

- Я писал так, как мне хотелось, и то, что мне хотелось. Все время выставляюсь. Эта выставка сугубо лирическая, отчетная. И строил я ее из абстрактных картин и реалистических. Витебск всегда был и будет творчески активным городом, ведь у нас великие традиции. Все говорят и вспоминают Шагала с Малевичем, а ведь у нас и Илья Репин работал, и Иван Хруцкий. А вот еще один земляк Леонид Щемелев как-то мне сказал, чтобы я не шел преподавать, а занимался только творчеством. Тогда и работы будут, и зрители.

- В педагоги ты и не пошел.

- Это отнимает очень много времени. И потом, я очень ценил свободу. В Витебске художнику труднее, чем в Минске. Сложно найти покупателя и даже понимающего зрителя. А за жизнь надо платить. Мастерская стоит дорого, почти полтора миллиона, а зимой будет еще дороже. Откуда такие расценки? Ведь сбыть картину очень непросто и не так часто холсты покупают.

- Как думаешь, почему к современному искусству у народа такой низкий интерес?

- А кто у нас вдруг стал богатым? Пройдет немало времени, пока люди поймут, что деньги не только в недвижимость надо вкладывать. Хотя из России приезжают коллекционеры. Берут мои работы, потому что они имеют свое лицо. И опять, как до революции, некоторые врачи покупают картины, но это недорогие приобретения.

- У вас в Витебске кипит жизнь. "Базар" проходит, пленэры разные, народ со всего мира съезжается... Это как-то влияет на количество продаж?

- Я не продаюсь на "Славянском базаре", там другое искусство надо. Розовые розы, желательно с крупными каплями росы на бутонах, небо синее, трава зеленая, вода голубая с лебедями белыми... Там самодеятельные художники востребованы. Это время их жатвы. Витебск удобно расположен. Я часто езжу на разные выставки в Москву и Питер. Был на большой выставке Пабло Пикассо в Эрмитаже, на выставке Караваджо в Москве, в Пушкинском музее. Пришлось в Санкт-Петербурге даже пару часов в очереди отстоять. Вот что такое настоящий гений.

- Гений - он для всех гений. А кто любимый, кого пересматриваешь, к кому возвращаешься?

- Скажу честно, Винцент ван Гог, Поль Гоген, Хуан Миро, Амедео Модильяни. Этих художников я люблю. То, чем сегодня занимаются наши художники, уже давно в Европе пройдено и забыто. А мы пытаемся это реанимировать. Так говорю, потому что видел многое в европейских музеях... Но меня это не волнует. Тут хоть бы живопись осилить. Ведь человек живет не так долго, как кажется. Жизнь пролетает. Таким гениям, как Пикассо, Шагал, удается в разных направлениях поработать и достичь результатов, открытия сделать, но ведь таких мало.

- Чего ждешь от выставки в Минске?

- Никогда не выставлялся в Музее современного искусства. А надо отметиться. Сегодняшний вернисаж, кстати, неофициально может считаться юбилейным. Здесь представлены работы последних пяти лет. Многие показываю впервые. Надеюсь, что на выставку придут друзья, коллеги и те, кто любит живопись. Хочу, чтобы пришел Леонид Евсеевич Дягилев - мой любимый педагог, человек невероятно сильно повлиявший на меня. Представь, что он нас возил в Ленинград, приносил альбомы по искусству, вел с нами взрослые разговоры. Учил думать.

- Олег, а если бы совсем не покупали картины, ты бы продолжал их писать?

- Ай, ну тебя, такого быть не может, я же профессионал. Хотя не знаю, кто придумал формулу, но я ею пользуюсь: "Признание и известность - это временно, а безызвестность - вечна!.."

Знаешь, пока я здоров. Подрамники и краски есть, мастерская имеется, а что еще надо художнику... Работы иногда покупают, зрители меня узнают, к мольберту иду с радостью.

Потом мы с художником ходили по пустому и гулкому выставочному залу Музея современного искусства. Олег Александрович рассказывал и показывал, подводил к новым картинам, словно с друзьями знакомил.

←Владимир Некляев: шансы Беларуси на Нобелевскую премию как никогда высоки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика