Без канала поголовью угрожает... голод
Озера на полях
Больше всех пострадала от переувлажнения экспериментальная база «Майск». Директор хозяйства Владимир Ткач рассказал «БН», что оно специализируется на выращивании элитных семян картофеля, потратило большие деньги на закупку суперэлиты. Но прошедшие дожди превратили часть посевов этой культуры в настоящие озера. В результате из 150 гектаров 50 погибло полностью, 25 еще находится в воде, поэтому и на эти участки надежда малая. Сильно пострадали здесь также зерновые и кукуруза.
Может ли чем-то помочь страхование посевов? По словам Владимира Ткача, за погибшую тритикале хозяйство получило 57 миллионов рублей. Это очень мало по сравнению с тем, что можно было бы иметь, убрав урожай. Кукуруза вообще не страхуется, а пропало ее 250 гектаров. Именно ее гибель принесла хозяйству наиболее ощутимый ущерб.
Планировали в нынешнем году заготовить 12 тысяч тонн кукурузного силоса, но после всего произошедшего с трудом получится лишь 5 тысяч. Между тем в хозяйстве более 3 тысяч голов крупного рогатого скота. Чем кормить его во время зимовки? Даже если удастся чем-то пересеять погибшие поля, отдача от этого будет минимальной. Своих средств на закупку кормов в других хозяйствах страны у экспериментальной базы нет. К тому же подобный шаг приведет к росту затрат на производство животноводческой продукции и, как следствие, к огромным убыткам.
Остается лишь надеяться, что государство не оставит хозяйство один на один с бедой. Экспериментальная база хотела бы получить помощь если не деньгами, то хотя бы семенами скороспелых трав и топливом. Тогда будет возможность хоть что-то положить в силосные траншеи в сентябре. Однако в любом случае здесь уже готовятся к тому, что в животноводстве предстоят тяжелые времена. В том числе и к тому, что реальностью станет значительное снижение продуктивности молочного и мясного стада.
В эти дни хозяйство ведет заготовку травяных кормов в тяжелейших условиях. Поля переувлажнены, кормоуборочные комбайны постоянно вязнут на торфяниках. Для того чтобы их вытягивать, приходится постоянно отвлекать мощный МТЗ-3022, оборудованный спаренными передними и задними колесами.
Что делать?
Почему застаивается влага на полях экспериментальной базы «Майск»? По словам директора хозяйства Владимира Ткача, вода с полей сельхозучастка «Воля» ОАО «Ивацевичиагротехсервис» сходит в канал НК, оттуда затем насосной перебрасывается в соседний канал ДН. В результате второй канал переполнен, и он не принимает воду с полей экспериментальной базы.
Но если не поступать таким образом, считает начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Ивацевичского райисполкома Александр Грицук, то будут затоплены земли обоих хозяйств. Ведь даже сейчас воды на пастбище сельхозучастка «Воля» так много, что коровы ходят там, как по болоту. А передвижную доильную установку вынуждены были установить на дороге.
Что делать в этой ситуации? Владимир Ткач считает, что нужно прокопать еще один мелиоративный канал, куда бы сходила вода с полей экспериментальной базы «Майск». Если это не сделать, то, во-первых, хозяйство не сможет пересеять погибшие посевы, во-вторых, подобное может повториться и в нынешнем, и в последующие годы.
Директор Ивацевичского предприятия мелиоративных систем Михаил Дедок изложил свою точку зрения, почему вода в канале ДН медленно сходит и не дает уйти избытку влаги с полей экспериментальной базы «Майск». Дело в том, что до реки Ясельды отсюда 25 километров. В ней высокий уровень воды после дождей. К тому же в канале появилось много растительности, что сдерживает сток воды. Проблема усугубляется и тем, что район находится в низине, на водоразделе между Балтийским и Черным морями. И как только появляются даже небольшие излишки влаги, она начинает застаиваться на полях и в реках.
Как относится Михаил Дедок к прокладке еще одного канала на землях экспериментальной базы «Майск»? Он утверждает, что такой проект есть, но для его реализации нужно дополнительное финансирование. Предприятию же на текущие работы в этом году выделено 40 миллиардов рублей, из них примерно 30 миллиардов — на реконструкцию действующей мелиоративной сети. Остальное — эксплуатационные расходы. Для прокладки нового канала необходимо дополнительное финансирование, но бюджет на нынешний год давно расписан. Остается лишь надеяться, что государство, учитывая критическую ситуацию в Ивацевичском районе, отыщет средства из резервных фондов. Иначе ряд хозяйств не сможет провести пересев погибших культур и зимой останется без кормов.
Надежда на пайзу
— В районе погибло более 1 тысячи гектаров кукурузы и более 2 тысяч колосовых. Повреждено 200 гектаров сахарной свеклы и столько же картофеля, — рассказала главный агроном управления сельского хозяйства и продовольствия Ивацевичского райисполкома Людмила Юнчик. Ситуация в районе усугубляется еще и тем, что из-за переувлажнения сенокосов здесь задержалась уборка трав. В результате они перезрели. Как говорят специалисты, это будет уже неполноценный корм, в котором мало полезных веществ.
Если вода все же сойдет с полей через пару недель, можно ли хотя бы частично спасти ситуацию? Начальник райсельхозпрода Александр Грицук считает, что погибшую кукурузу пересевать этой же культурой уже поздно. Можно попробовать высеять пайзу, которая дает по 200 центнеров зеленой массы с гектара. Это лучше, чем ничего. Правда, такое возможно лишь в том случае, если не будет обильных дождей.
Бобр – враг мелиораторов
К неприятностям, которые обрушились на район с неба, добавились и земные. Мелиоративной системе не дают полноценно работать непомерно расплодившиеся бобры. Они постоянно строят здесь плотины. Причем стоит людям их разрушить, как буквально через сутки эти животные возводят новые запруды.
— В районе более 3 тысяч километров мелиоративных каналов, — говорит директор ПМС Михаил Дедок. — Сил наших работников для разрушения плотин не хватает. К этой работе надо активнее подключаться сельхозпредприятиям.
— Защищать животных, конечно, надо, — включается в разговор председатель СПК «Новые Стайки» Андрей Лукиянчик. — Но уже дошло до того, что они перешагнули порог вредоносности. Это касается, прежде всего, диких кабанов и бобров. Первые уничтожают посевы картофеля и кукурузы, вторые портят мелиоративную сеть. Как решить эту проблему? Думаю, пора платить охотникам за отстрел бобров так же, как и за волков. И прекратить это можно будет лишь тогда, когда их количество уменьшится до такой степени, что вред от этих животных станет минимальным.
Горожане тоже пострадали
В городе Ивацевичи на улицах, находящихся близко к реке Гривда, от избытка влаги пострадало немало подворий. У Владимира Молаша затоплен весь огород. Уровень воды в некоторых местах достигает полуметра. В результате погибли картофель, овощи и вся малина. Такого катастрофического положения Владимир Антонович не помнит, хотя живет здесь более полувека. Теперь он остался без урожая, на который рассчитывал. Человек он в возрасте, привык, что продукты с личного огорода служат хорошим подспорьем в домашнем рационе. Теперь рассчитывает лишь на то, что местные власти услышат голос его и других таких же бедолаг, у которых пропал урожай, и окажут поддержку.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»
Фото автора