В 55-й раз открылась Венецианская биеннале современного искусства
Население Венеции в первых числах июня возрастает в несколько раз: чтобы увидеть самые последние тенденции в современном искусстве, на арт-биеннале съезжаются тысячи людей — директора музеев, галеристы, художники, журналисты и некоторые голливудские знаменитости, пишет РИА Новости.
Для публики основной проект биеннале «Энциклопедический дворец», а также 88 национальных и почти 50 выставок параллельной программы открылись в субботу. И это не считая специально подготовленных экспозиций, в том числе Эдуарда Мане, Ай Вэйвэя и Марка Куинна — с площади Сан-Марко прекрасно просматривается увеличенный вариант его скульптуры Элисон Лаппер — художницы-инвалида, чье изваяние несколько лет простояло на Трафальгарской площади в Лондоне.
В день открытия были объявлены обладатели «Золотых львов».
Обладателем «Золотого льва» среди национальных павильонов 55-й Венецианской биеннале стал павильон республики Ангола, передает Lenta.ru со ссылкой на ANSA.
Павильон страны, впервые участвовавшей в биеннале в Венеции, создан архитектурной студией Beyond Entropy и отсылает к экогородам с безотходным использованием ресурсов и утилизацией отходов. Павильон носит название «Энциклопедический город» и преподносится как часть столицы Анголы Луанды.
Почетного упоминания на биеннале также удостоились национальные павильоны Литвы, Кипра и Японии.
«Золотого льва» за лучшую художественную работу получил участник основного проекта биеннале «Энциклопедический дворец» Тино Сегал.
За основу «Энциклопедического дворца» был взят одноименный утопический проект американского художника-самоучки Марино Аурити, который в середине 1950-х годов замыслил выстроить 136-этажное здание на манер Вавилонской башни, где были бы сосредоточены все знания и открытия человечества.
При подготовке проекта куратора нынешней биеннале Массимилиано Джони (39-летний Джонни, кстати, стал самым молодым куратором в истории самой главной биеннале мира) занимали мысли о том, что человечество всегда стремилось к подобной систематизации и, в конечном итоге, каждый, стремясь к чему-то общему, воображал его по-своему. Выставка показывает вариативность поисков через работы художников прошлого столетия и современных, самоучек вроде шаманов с Соломоновых островов и профессионалов, в том числе Пола Маккарти, Стива Маккуина и Брюса Наумана.
Тон экспозиции задает впервые привезенная в Италию «Красная книга» Карла Густава Юнга — в нее основоположник аналитической психологии на протяжении 16 лет заносил собственные внезапные видения, некоторые из которых еще и иллюстрировал. Собственно, от просмотра выставки возникает впечатление, что ты проник в чьи-то мысли, настолько хаотичными и абстрактными выглядит большинство произведений, будь то инсталляция «Убежище» Евы Котатковой или же объекты Джессики Джексон Хатчинс. Пожалуй, ни на одной биеннале раньше не демонстрировалось столько фотографий и тщательно проработанных графических произведений — например, Ахиллеса Риццоли и Лин Ксю.
«Серебряный лев» лучшему молодому художнику достался француженке Камиль Эрно.
Ранее стало известно, что «Золотых львов» за вклад в искусство на Венецианской биеннале получат австрийская художница Мария Лассниг и итальянский скульптор Мариса Мерц.
Российский павильон «Даная», который называли одним из фаворитов биеннале, премиями отмечен не был. Для реализации замысла проекта «Даная» Вадима Захарова потребовались, в частности, несколько актеров, а также лестница, седло, 50 килограммов арахиса, алтарная преграда, роза и 200 тысяч монет, которые проливаются золотым дождем на зрительниц выставки. По словам Захарова, у его «Данаи» может быть множество трактовок — это и власть денег, и ее бессмысленность, и гендерный вопрос. Одно из объяснений сводится к тому, что в нынешнем мире самое главное — информация, обмен которой и является новым мифом.
Основные события сосредоточены в национальных павильонах в садах Джардини и многовековом Арсенале — здании, на 50 тысячах метрах которого во времена расцвета Венецианской республики строили и оснащали корабли, а теперь в нем традиционно показывают основной проект биеннале. В этот раз куратор Джони пригласил в Венецию более 150 художников из 37 стран, пишет РИА Новости.
Одними из самых эффектных проектов, собирающих множество зрителей, стали гигантская инсталляция Дана Во из привезенного из Вьетнама католического храма колониальных времен, а также проект Павла Альтхамера «Венецианцы». Он состоит из 90 пластиковых скульптур, изображающих полуистлевших людей, застывших в разных положениях, группами и по одиночке. По замыслу художника, они представляют собой призрак Венеции, где 150-летние здания считаются новоделом.
Биеннале продлится до 24 ноября 2013 года.