Братские узы
Два дня в Минске гостил Санкт–Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Питерская труппа показывала постановку «Братья Карамазовы». Спектакль, поставленный еще в 1995 году, через 18 лет претерпел коренные изменения, сообразуясь, по мысли Эйфмана, с теми катаклизмами, которые за эти 18 лет претерпело и общество, и лично хореограф. Это уже второй приезд коллектива в Минск, до этого они гастролировали у нас с «Анной Карениной».
Я не силен в теории балета. Танцуют у Эйфмана, по–моему, солисты ладно и слаженно, демонстрируя все грани мятущегося русского характера, описанного Достоевским. Перефразируя одного из персонажей, скажем: широк танцор, надо бы сузить. Больше в спектакле удаются сольные номера, а вот групповые сцены кишат если не банальностями, но какими–то уж очень ожидаемыми вещами. Это такой кастрированный и приглаженный Достоевский, который будет понятен и в Ницце, и в Париже, со страстной цыганщиной и русской «клюквой». Все ждал, что кто–нибудь из танцоров выйдет на авансцену с самоваром и вязанкой баранок. Особенно мне понравилась сцена соблазнения инока Алеши. А как лихо бьются за сердце Грушеньки Дмитрий и старший Карамазов? Просто какие–то бойцовые петухи на подпольном тотализаторе.
Тем не менее есть феномен — имя Эйфмана и бесспорный привлекательный имидж его театра. И где бы Борис Яковлевич ни появился, всюду его персона вызывает ажиотаж. Премий и наград его не перечислить. Каждый наш танцовщик мечтает попасть в его труппу. Блистает в «Карамазовых» в прошлом солист нашего Большого театра Юрий Ковалев, в 2011 году награжденный медалью Франциска Скорины, переигравший, кажется, всех злодеев мирового балетного репертуара. Гордится своим сыном, танцующим в труппе Бориса Яковлевича, и главный балетмейстер классического балета музыкального театра народный артист Беларуси Владимир Иванов. Одна минская танцовщица, говорят, попала в труппу после того, как ее в одном из ресторанов заприметил «охотник за красивыми ногами» из питерского театра. Там она лихо вертелась вокруг шеста. Потом, правда, все–таки переквалифицировалась в администраторы. Не собираюсь умалить достоинств эйфмановской труппы. Просто хочу сказать, что каждый к успеху идет своим извилистым путем.
Молодых белорусских танцоров понять можно. Эйфман предлагает им яркий, экспрессивный мир танца, волнующий поиск и нестандартный подход к классике. Он словно бы говорит: «Гляньте в окно — какой век на дворе?» Кого удивишь «Анютой» или «Щелкунчиком», пусть и со стразами «Сваровски»? Зачем ставить знак равенства между балетом и «Евровидением»?
И не сказать, что за все это время у нас не появлялись собственные альтернативные балетные труппы. Не было фанатов, истово готовых изнурять себя до седьмого пота у станка. Были и есть театр D.O.Z.SK.I Дмитрия Залесского, «Каракули» Ольги Лабовкиной, неустанно ищет Евгений Корняг, Ольга Костель на Малой сцене Большого представила свою фантазию «Метаформозы». Но сколько перед этим наши молодые хореографы мыкаются, чтобы пробить площадку, найти спонсора, сделать достойную рекламу шоу, доказать, в конце концов, свое право на профессию. А казалось бы, все в наличии: потенциал труппы, харизматичный, по–своему одаренный лидер, свое видение танца. Пусть в чем–то наивное, подражательское, но, по крайней мере, это видение есть. И в своих интервью наши молодые постановщики так запросто сыплют крутыми словечками и известными фамилиями, что и вправду поверишь, что они водили Пину Бауш гулять в парк.
Из этих ростков могли и могут вырасти коллективы, способные соперничать и с театром Эйфмана, и с угловатыми, чуть психологически надтреснутыми фресками Сергея Смирнова из Екатеринбурга.
Но какой–то особой заинтересованности в их труде ни со стороны деятелей культуры, ни со стороны спонсоров от чистого бизнеса нет. Из дому не тащат — и ладно. Нам привычнее просто быть кузницей кадров, сборочным цехом чужих успехов, поставляя танцовщиков для других трупп. Смотреть потом на своих же артистов за бешеные деньги или удивляться, читая в интервью, что звезда Большого и Михайловского театров Иван Васильев родом из Минска. Потому что в глубине души прекрасный юноша, видимо, подозревал, что при сложившейся ситуации в нашей современной хореографии его не ждало бы здесь что-то похожее...
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №75 (24212). Вторник, 23 апреля 2013 года.