Цирк по имени Солнце
Люди открывают для себя цирк дважды — в детстве и когда обзаводятся собственным розовощеким чадом. В первом случае смутные воспоминания ограничиваются, как правило, красным клоунским носом, послушными дрессированными зверушками и сладкой газировкой в буфете. Во втором — разноголосьем доносящихся со всех сторон детских криков, обтягивающим трико артистов и типично цирковым запахом конского пота. А что по ту сторону арены? Корреспонденту «СБ» повезло: самый знаменитый в мире канадский Цирк дю Солей приоткрыл кулисы и разрешил провести там один день.
Рождение звезды
Почти четверть века назад в далекой квебекской провинции родился цирк, как сказал бы Виктор Цой, «Звезды по имени Солнце». Сегодня артисты «солнечного цирка» (именно так переводится Cirque du Soleil с французского) гастролируют по всему миру с девятнадцатью разными шоу — у каждой труппы оно свое. В сентябре Цирк дю Солей впервые приедет в Беларусь. На сцене «Минск–Арены» мы увидим знаменитую «Алегрию» — одно из его первых и наиболее популярных представлений. Пока же «Алегрия» — в Вильнюсе. Туда мы и отправились.
На часах полдень. Репетиция в самом разгаре. Цирковое закулисье не похоже на театральное, знакомое слишком хорошо, чтобы сравнить. Тут все подтянуты, собранны и трезвы. Оно и правильно. Ведь в театре риск от безответственного отношения невелик — забыть слова или свалиться в оркестровую яму. В цирке это может стоить жизни.
Динамики музыкального центра работают на полную мощь. Кажется, еще чуть–чуть — и можно прямиком идти к отоларингологу. Но это для нас, земных, звук кажется громким. До воздушных гимнастов из номера High bar, работающих на десятиметровой высоте, мелодия доносится на оптимальной громкости. Вслушиваюсь. Речитатив Майкла Джексона сменяет музыкальная тема из российского кинофильма «Бой с тенью». И вдруг где–то позади, среди множества голосов, говорящих на английском и французском языках, улавливаю русскую речь. Хотя, казалось бы, чему удивляться? В «Алегрии» работают 55 артистов из 17 стран. Еще 45 человек — обслуживающий персонал: техники, гримеры, декораторы... Рабочим языком артистов является английский, но землякам в разговорах никто не запрещает использовать родную речь.
По–русски в «Алегрии» разговаривают трое, и, как ни парадоксально, все белорусы. Мастер спорта по гимнастике, минчанин Вячеслав Петраков, уже 5 лет колесит по миру в составе цирковой семьи дю Солей.
— Как только узнал, что приедут журналисты из Минска, специально надел эти шорты, — смеется Петраков. На двадцатитрехлетнем атлете — красно–зеленая спортивная одежда с надписью BELARUS.
В 2008 году, едва отметив девятнадцатилетие, Слава по совету друга снял видеоролик и отправил его на кастинг Цирка дю Солей в Монреаль. Традиционного «Мы вам перезвоним» ждать пришлось недолго: контракт на участие в шоу «Алегрия» канадцы предложили уже через день.
— Когда отправлял ролик, слабо верил, что меня возьмут, ведь в этот цирк отбирают только самых лучших, — вспоминает Петраков. — Но мне прислали видео шоу «Алегрия» и спросили, хочу ли я в нем участвовать. Если оно покажется мне слишком сложным — не вопрос, можно подождать другого. Но я согласился на «Алегрию» не раздумывая.
Перед молодым спортсменом встал выбор: остаться в большом спорте или уйти в цирк. Слава выбрал второе:
— Тренировочный процесс занял примерно восемь месяцев и включал не только силовую подготовку, репетиции, но и языковые курсы, искусство грима, актерское мастерство. Наша тренировочная база в Монреале — это огромный многофункциональный комплекс, где есть все необходимое для тренировок и комфортного проживания.
Все свое вожу с собой
После дневной репетиции часть зала вильнюсской «Сименс–Арены» техники собирают под цирковую сцену. Балконы здания и верхние этажи перекрыты. «Ведь это не концерт, цирк должен быть маленьким», — с этими словами пресс–секретарь шоу канадка Ванесса Наполи ведет нас за кулисы. Тут куда ни глянь — везде маски, костюмы, пышные платья, накладные ресницы и парики всех цветов радуги. Вместе с декорациями все это богатство весит 45 тонн и переезжает следом за артистами в 22 огромных грузовых фургонах. Швейные и стиральные машины, утюги и утюжки для одежды... Куда артисты — туда не только костюмы с декорациями, но и вся бытовая техника. Дорогие платья с вышивкой ручной работы требуют особо бережного обращения:
— Все костюмы для Цирка дю Солей сшиты по эскизам дизайнера Доминик Люмье. В штате шоу постоянно работают четверо костюмеров. Еще несколько человек мы нанимаем на месте. Это очень кропотливая работа: нужно не только постирать–погладить платья, но и проверить, на месте ли все пуговицы, пайетки. Если чего–то не хватает — срочно дошивать!
Знаки отличия
Возвращаюсь в зрительный зал. Техники практически закончили монтаж сцены. Без артистов, музыки и света софитов ничто не выдает в ней арену знаменитого Цирка дю Солей. Выходит Петраков. Узнать гимнаста невозможно: майку и шорты BELARUS сменило обтягивающее желтовато–коричневое трико. В воздушном номере участвуют восемь акробатов, разглядеть Славу среди них, да еще и на высоте, вряд ли удастся. Спрашиваю, как отличить его от остальных:
— В финале, когда мы все вместе выходим на поклон и машем зрителю, я делаю всегда вот так, — прикладывает палец к губам и, выпрямляя руку, направляет его ко мне. — Этим жестом я приветствую всех, кто пришел на наше шоу.
Представление начинается ровно в шесть, минута в минуту. Каждое шоу снимается на видео, после представления артисты его внимательно просматривают и разбирают ошибки. Акробаты, гимнасты, клоуны, фаерщики и, конечно, живая музыка — номера сплетены в цельную двухчасовую сказочную историю. В основе сюжета «Алегрии» — битва поколений. В то время как молодежь хочет изменить мир, старики активно этому сопротивляются. Безусловная изюминка дю Солей — в особом творческом стиле. Это довольно своеобразное сочетание театральной эстетики и зрелищности цирка. Сценография многослойна, одновременно в разных пластах пространства живет множество самых удивительных персонажей. Профессионализм интернациональной команды исполнителей — высочайшего класса, среди артистов нет случайных людей.
Во время финала внимательно ищу глазами Славу Петракова. Вижу знакомый жест — и сердце наполняется радостью. Alegria!
Вильнюс — Минск.
Фото Егора Дубровского.
Советская Белоруссия №75 (24212). Вторник, 23 апреля 2013 года.
Автор публикации: Юлиана ЛЕОНОВИЧ