Мама, не горюй!
На сцене Республиканского театра белорусской драматургии показали дипломный спектакль выпускного курса «Актер музыкального театра» Белорусской государственной академии искусств «Mamma Mia!», написанный участниками знаменитого шведского ансамбля ABBA Бьерном Уильвеусом и Бенни Андерсоном на основе их же песен и драматургом Кэтрин Джонсон.
Мировая премьера прошла в Лондоне в 1999 году, потом волна «аббамании» прокатилась от Осло до Мехико. В 2006–м состоялась премьера в Москве, в 2008–м увидела свет голливудская экранизация с Мерил Стрип, Пирсом Броснаном и прочими звездами. Как сказала перед съемками Мерил Стрип, погрузиться в атмосферу песен ABBA для нее было все равно что «вернуться в старый любимый дом». Не вижу повода не согласиться с мудрой актрисой.
После «музык» некоторых современных композиторов, не оставляющих амбиции переплюнуть Эндрю Ллойда Уэббера и Леонарда Бернстайна, местами избыточный для современного меломана, воспитанного на Нюше и Елке, но по–прежнему притягательный мелодизм ABBA — все равно что журчание горного ручья. Присядь, усталый путник, отдохни и переведи дух.
Художественный руководитель выпускного курса, сыгравшего в постановке, заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик заметно волновался на показе, как и режиссер спектакля, его супруга Эмилия Ковальчик. Поддержать чету пришел весь честной театральный народ — художественный руководитель театра им. М.Горького Сергей Ковальчик, народный артист Беларуси Николай Кириченко, режиссер Музыкального театра Анастасия Гриненко, бывший главный режиссер минского ТЮЗа Наталья Башева, профессор Лидия Монакова, доктор искусствоведения, профессор и опытный докладчик Ричард Смольский. От титулов и регалий в зале было трудно дышать. Тем не менее молодежь под тяжестью авторитетов не сломалась и со своей задачей вполне справилась.
Минская «Mamma Mia!» вышла совсем не позорной, и если в этот горный ручей влить достойное финансирование, спектакль вполне был бы готов к прокату. Понятно, что делать этого никто не будет, но помечтать можно. В постановке есть подкупающая легкость и наивная простота, способная растрогать любого циника.
Жаль только, что выпускники Михаила Станиславовича вновь разбредутся кто куда, по разным театрам. Как известно, весь веник не переломаешь, а по прутику можно.
К сожалению, в нашей театральной истории сложно вспомнить пример, когда на основе выпущенного курса возник бы новый театральный коллектив, как, например, «Табакерка», театр Петра Фоменко или студия Сергея Женовача. Масштаб амбиций не тот, да и климат к таким фантазиям не располагает. На кого–то уже нацелил глаз Новый драматический, многие неплохо заявили о себе в постановках Музыкального театра «Вестсайдская история», «Юнона» и «Авось» и недавнем «Обыкновенном чуде».
Все это вселяет если не уверенность, то хотя бы робкую надежду. Настало время универсальных актеров, умеющих и петь, и танцевать, и монолог произнести так, чтобы мурашки по спине побежали. Когда–то подобной универсальности добивался и добился–таки от актеров Марк Захаров, да так, что словосочетания «ленкомовский стиль» или «ленкомовская школа» не выглядят преувеличением. Сегодня мюзикл все настойчивее наступает на пятки драме. «Русалочка», «Граф Орлов», «Бал вампиров», «Растратчики» в Москве и Санкт–Петербурге собирают полные залы и теснят драматические спектакли. Разбалованный зритель хочет получить театр, созданный не по системе Станиславского, а по системе all inclusive: с песнями, танцами и техническими выкрутасами. Многие драматические артисты с удовольствием принимают участие в подобных шоу — Ефим Шифрин, Николай Чиндяйкин, Екатерина Гусева, Дмитрий Певцов, тем самым доказывая, что держат нос по ветру и досконально владеют профессией. В Беларуси же по–настоящему универсальных актеров мало. Но требование времени таково, что они неизбежно должны появиться.
...После показа «Mamma Mia!» художественный руководитель курса Михаил Ковальчик в приватном разговоре подтвердил мою смутную догадку: с ребятами вполне можно было бы создать при благоприятных обстоятельствах новый молодежный музыкальный театр. Суждено ли воплотиться этой мечте? Почему нет, если преодолеть статику нашего театрального процесса, скептицизм коллег, недостаток режиссерских кадров, отсутствие спонсорских средств. Если, если, если...
Не хочется, чтобы через несколько лет румяные и энергичные птенцы Ковальчика превратились в серые, выхолощенные театральным конвейером тени, ходячих призраков мюзикла. Уж сколько их упало в эту бездну: молодых, талантливых, активных, сломанных рутиной и безразличием, разменявших себя на халтуру или растиражировавших однажды найденный штамп. Велико море актерских слез и не высохнет оно никогда. И в этом море есть свои аномальные зоны и свой Бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают актерские судьбы и целые театральные коллективы. Может, на этот раз удастся его проскочить?
Добрый зритель в 9–м ряду.