Любая копия хуже оригинала
Площадь 8 Марта — так называется сегодня самое древнее место в Минске. Назначая здесь свидания, горожане говорят обычно: «Встретимся на Немиге». И мало кто знает, что когда–то рядом со станцией метро возвышались валы крепости, окруженной частоколом. А там, за стеной, шумел град Менеск... О том, что было, сегодня напоминает лишь доска на здании спорткомплекса «Трудовые резервы». От древнего города на поверхности ничего не сохранилось. Но остались мостовые и даже камни первой церкви под землей. Будущее этого места эксперты обсуждали накануне в минской Ратуше.
О проекте, одним из разработчиков которого является архитектор Сергей Багласов, «СБ» писала 27 января 2011 года (см. статью «Будь что было»). Тогда планировалось, что уже в 2013–м параллельно проспекту Победителей будет воссоздана копия квартала XII века. Но хорошая, казалось бы, идея застопорилась. А так ли она хороша? — в последнее время появилось много скептических оценок.
***
Планировалось, что часть Замчища — места, где находился Менеск, раскопают и создадут здесь археологический музей — прямо на берегу Свислочи. А так как найденные постройки вместе с фундаментами древнейшего храма можно показать, но нельзя восстановить (им под тысячу лет и они из дерева), то их отстроят рядом, вдоль проспекта Победителей — точь–в–точь. В имитацию древнего Минска вход будет через деревянные ворота: их остатки нашли при строительстве станции метро «Немига», но воздвигать старые новые стены собирались чуть в стороне.
Надо ли создавать муляж? Экскурсовод Павел Королев пока не представляет, как водить сюда туристов:
— Если есть оригинальные фундаменты церкви, домов и рядом — новоделы, то придется специально разъяснять, что они — новые. А ведь туристу важно видеть оригинальный старый город.
***
Сам по себе проект Багласова — интересный способ представить Менеск XII века в современной городской среде. Можно ли насыпать вновь валы и, по сути, воздвигнуть в центре города Замковую гору? Вполне реально. Однако у Багласова получилось сооружение, которое не повторяет оригинальные очертания Замчища, а на порядок больше по габаритам. Смотрится красиво. Но неправдоподобно. Да и строительный проект пока не разработан.
Это значит, что пока можно внести коррективы в тот план, который есть. Антон Астапович, председатель президиума республиканского совета Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, предлагает кардинально иное видение этого участка: восстановить его на конец XIX — начало ХХ века. У ученого есть и готовый проект, и исторические документы в качестве аргумента. Главный инженер КУП «Мiнская спадчына» Михаил Жих уточняет:
— Речь не идет о том, что город отказывается от нынешней концепции музеефикации Замчища, но можно совместить ее с методом регенерации, который отстаивает господин Астапович.
Музеефикация — это проект Багласова. В нем нет намека на то, чтобы сделать все, как было в Минске почти тысячу лет назад. Это только способ сохранить археологические объекты под землей и показать город, каким он мог быть тогда — в далекие века. Астапович за то, чтобы восстанавливать строго то, о чем есть документальные свидетельства. Все прочее он называет фальсификацией.
Михаил Жих признается, что понимает, как важно соблюсти историческую точность, но все–таки отстаивает проект Багласова:
— У этой идеи первая цель — образовательная. Чтобы минчане и туристы могли представить, с чего начинался город.
Анатолий Бутевич, председатель общественной наблюдательной комиссии по охране историко–культурного наследия при Министерстве культуры, предложил:
— Такой «театр» можно построить и в другом месте — зачем для этого на Замчище создавать «фэнтези»? Вообще, здесь до сих пор не проведены полномасштабные археологические раскопки. Надо бы с этого и начинать, а не сооружать очередную новую гаргару.
***
Каждому знатоку старины есть что добавить к проекту, который уже согласован.
Александр Акентьев напомнил, что в 2010 году собирались начать с малого: создать экспозицию по истории Минска в комплексе «Трудовые резервы», переоборудовав спортивное здание под музей. Любопытно, что по длине «резервы» почти точно соответствуют ширине бывшего Замчища — от вала до вала. Рядом с ними можно было бы раскрыть остатки древнего города и музеефицировать. Но без излишеств, монументализма. И с восстановлением где возможно исторической планировки, а может быть, и отдельных зданий.
У инженера Михаила Жиха, однако, есть сомнение насчет того, насколько реально провести регенерацию — полномасштабные или даже частичные восстановительные работы на Замчище и рядом с ним: «Здесь проложено много современных инженерных сетей. Куда их переносить?»
Что же делать? Владимир Гилеп, председатель Белорусского фонда культуры, советует не спешить, а еще раз подумать:
— Мы сломали в этом месте много копий. Пока надо передать «Трудовые резервы» под музей истории Минска, как это изначально планировалось.
Единственное в стране место, где можно увидеть остатки города XII века, — это музей «Берестье». В Минске подобную экспозицию, конечно, надо создать. Но проект должен быть настолько точно выверенным, чтобы никакие дискуссии не могли поставить его под сомнение. Как говорит народная мудрость, семь раз отмерь!
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Артур ПРУПАС