Исповедь и глянец

Источник материала:  

Iван Шамякiн. Збор твораў. Том 10. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.


Продолжает выходить собрание сочинений народного писателя Ивана Шамякина в 23 томах. Чем хороши такие проекты - благодаря им можно узнать творчество автора во всей полноте, не только по произведениям раскрученным, хрестоматийным. Одно из таких менее известных произведений и вошло в десятый том. Это роман "У добры час", написанный в 1949 - 1953 годах, второе крупное произведение молодого литератора после "Глыбокай плынi", принесшей автору всесоюзную славу и Сталинскую премию. Второй роман не повторил успеха первого, да и сам Шамякин относился к нему сдержанно. Неудивительно, ведь писался он в сложное время: последние годы правления Сталина, "теория бесконфликтности", борьба с космополитизмом... Труднейшая задача даже для таланта - совместить художественную правду и идеологические тиски. Роман посвящен восстановлению послевоенной колхозной деревни. Сюжет несколько напоминает "Кубанских казаков": два соперничающих колхоза, вернувшийся с фронта председатель, борьба за сердце передовой бригадирши, люди, смысл жизни которых - перевыполнить план... Но Шамякин отошел от этой схемы настолько, что вызвал шквал критики. И герой был неоднозначен, неидеален, сквозь парадный портрет пробивались человеческие, индивидуалистические проблемы. Даже финал, где все было хорошо, автор впоследствии переписал: герой получает отказ от любимой девушки. В тексте есть и прямая ирония автора по поводу лакировочной литературы: бригадирша собирается на второй день собственной свадьбы на работу, а муж ей говорит, что только у плохих писателей бывает, что вернулся муж с фронта - и не к жене в кровать, а на заседание партячейки. Хотя, конечно, и у Шамякина влюбленные герои ведут диалог типа "Ах, якое ў нас жыта! - Жыта добрае. Але, прызнаюся табе, я больш за ўсё ганаруся цукровыми буракамi". Но портрет эпохи создан со всей "философией времени".


Аврелий Августин. Исповедь. Москва, Азбука-классика, 2012.


Это одно из самых известных произведений и первая автобиография в европейской литературе, в которой черпают материал и богословы, и художники, и психологи. Предельно искренне сорокалетний епископ Гиппонский, образованнейший человек, живший в V веке, рассказывает о своем пути к Богу, о грешном детстве и юности, о том, что мешало, а что помогало в поисках. Судя по записям в интернете, хотя простым чтением эту книгу никак не назовешь, знакомятся с ней довольно активно, и не только верующие. Кроме философских рассуждений, например, о природе времени, памяти, языка, о добре и зле, вырисовывается жизнь автора. О его отношениях с властной матерью Моникой написаны тома исследований. Именно Моника способствовала обращению сына, который увлекался популярной ересью - манихейством, предавался утехам плоти, прожил с некоей женщиной 13 лет "во грехе", то есть в конкубинате, распространенной форме свободного брака: жениться не мог, потому что подруга была гораздо ниже по социальному статусу. Сына своего от наложницы Августин очень любил, но мальчик умер юным... Мучительная борьба телесного и духовного пронизывает всю книгу, и тем яснее видится духовный подвиг автора, ставшего философом, влиятельнейшим проповедником, христианским богословом и политиком.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Академическая книга", Минск, пр-т Независимости, 72.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

←В шведском Мальме состоялась жеребьевка конкурса песни "Евровидение-2013".

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика