Выбор есть, даже когда выбора нет
Сценарий фильма-победителя ждал съемок 10 лет
КАРТИНА «В тумане» по произведению Василя Быкова получила Гран-
при фестиваля. Напомним, что действие фильма происходит в 1942 году в оккупированной Беларуси. Путевой обходчик Сущеня попадает в беду: его ложно обвиняют в сотрудничестве с фашистами. На хутор к Сущене приходят партизаны, чтобы расправиться, по их мнению, с предателем. Сущеня надеется доказать свою невиновность, но предчувствует, что обречен. Он не смог выбраться из тупика, в который его загнала война…
«В тумане» показывали на нынешнем кинофоруме трижды. В первый день «Лістапада» — как фильм-открытие кинофестиваля, зрители увидели его в Малом зале Дворца Республики, а также в кинотеатре «Октябрь». А 7 ноября картина вновь собрала киноманов в «Доме кино». Случился настоящий аншлаг. Зрителям не хватило мест в зале, и они стояли в проходах, сидели на ступеньках. Сразу после просмотра Сергей Лозница, а также актеры Владимир Свирский (игравший путевого обходчика Сущеню) и Влад Абашин (в роли партизана Бурова) ответили на вопросы зрителей и рассказали о создании ленты. К слову, в этот вечер в зале «Дома кино» сидела вдова Василя Быкова — Ирина Михайловна.
«Я написал сценарий в 2001 году. Мы пытались запустить картину в производство, но только спустя десять лет это стало возможным», — рассказал Сергей Лозница. Все эти годы режиссер искал деньги для съемок киноленты. Бюджет фильма составил 2 миллиона 100 тысяч евро. Это общий вклад пяти стран: России, Германии, Беларуси, Латвии и Нидерландов. А вообще, над фильмом работали граждане 9 стран.
— На мой взгляд, Быков — это очень важный писатель, и повесть меня настолько взволновала, что я просто должен был делать картину! — говорил на встрече Сергей Лозница. — Общался с Василем Быковым, звонил ему несколько раз, когда в 2002 году собирался сделать картину. Тогда писатель жил во Франкфурте-на-Майне. Просьба Быкова была — не вовлекать его в написание сценария, поскольку, я так понимаю, у писателя были очень важные дела, которые он старался закончить. Василь Быков пожелал мне «ни пуха, ни пера».
Режиссер постарался, чтобы сценарий фильма был максимально близок к оригинальному произведению.
— В картине стоит вопрос выбора. Повесть об этом, о стержне в человеке. И важно для меня, что герой — не философ, он таков по своей природе, — делится Сергей Лозница. — Обычные зрители видят в этом фильме, как раскрываются характеры простых людей в непростой, даже безвыходной ситуации. Не мог ли я оставить открытую концовку? Старался сохранить мысль автора. В повести герой погибает, и я абсолютно согласен с этой концовкой. Поскольку считаю, что нужно ставить точку, и невозможен в данном случае открытый финал. Иначе потеряется мысль, потеряется повесть, потеряется смысл фильма.
А Владимир Свирский вспоминал, как его нашли для съемок в столовой ГИТИСа.
— Подходит ко мне Григорий Добрыгин, актер, который сыграл в «Как я провел этим летом», получивший «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, и говорит: «Вова, не брей бороду! Есть для тебя роль!» Потом уже Сергей Лозница приехал в Москву. При этом мне постоянно звонил Гриша Добрыгин: «Не брей бороду! Готовься! Это очень важно, это больше, чем кино». Потом мне позвонил Сергей Лозница. Встретились, долго говорили. Меня просто фотографировали, ничего не репетировали, я рассказывал о себе: как и чем живу, что делаю. Потом мне сказали: «Ну, до встречи!» Потом снова пришел к Лознице, а тот как будто меня не узнал: «Здравствуйте, как вас зовут?»
На самом деле, режиссер давно решил, что возьмет Свирского на главную роль.
На съемочной площадке было настоящее творческое единение. «Все хотели сделать кино, и поэтому у нас получилось сделать картину в столь короткий срок — за 28 съемочных дней. Это очень быстро», — дополнил Сергей Лозница.
Пьедестал «Лістапада»
Итак, ХIX Минский международный кинофестиваль «Лістапад» подвел итоги. Приз «Серебро Лiстапада» в номинации «Фильм как явление искусства» достался киноленте «За холмами» (Румыния, Франция, Бельгия) режиссера Кристиана Мунджу. Картина повествует о том, как Алина возвращается в Румынию из Германии, чтобы забрать с собой Войчиту, единственного близкого ей человека, когда-либо отвечавшего ей взаимностью. Но Войчита обратилась к Богу, а Бог — серьезный соперник, когда дело касается чувств….
По результатам зрительского голосования «Бронза Лiстапада» у киноленты «Велосипед моего отца» (Польша, режиссер Петр Тшаскальски). Однажды утром от 70-летнего Влодека уходит жена. От этого Влодек попадает в больницу. Там его навещают сын Павел, известный пианист, и внук Мацек, студент, которые не общались много лет, но решают вернуть их маму и бабушку домой…
Приз «За лучшую женскую роль» — у Яны Трояновой и Ольги Лапшиной (Россия, фильм «Жить», режиссер Василий Сигарев.) Приз «За лучшую мужскую роль» — у Михаила Месхи (Грузия, фильм «Опекун», режиссер Заза Урушадзе). Приза удостоен и актерский ансамбль фильма «Крутая Колка» (Латвия, режиссер Юрис Пошкус). Специальным дипломом жюри кинопрессы «За актуальность темы и точность киноязыка» награжден фильм «После Лусии» (Мексика, режиссер Мичель Франко). Жюри кинематографистов основного конкурса документального кино ХIX Минского международного кинофестиваля «Лістапад» присудило Гран-при «За лучший документальный фильм» картине «Деревня без женщин» (Сербия, режиссер Срджан Саренач). Специальный приз жюри достался фильму «OUTRO» ( Россия, режиссер Юлия Панасенко). Также дипломами награждены: «За лучший короткометражный документальный фильм» — «Папарацци» (Польша, режиссер Петр Бернаш), «За лучший документальный фильм-портрет» — фильм «Мой друг Манчестер Юнайтед» (Болгария, режиссер Стефан Валдобрев), «За лучший фильм о любви» — картина «Ноосфера» (Румыния, режиссеры Арчил Хетагури, Илеана Станкулеску), «За высокую документальную этику» — кинолента «24 ведра, 7 мышей, 18 лет» (Румыния, режиссер Мариус Иакоб). Приз «За лучшую режиссуру» — у Василия Сигарева (Россия, фильм «Жить»). Приз «За лучшую операторскую работу имени Ю. А. Марухина» достался Ааделю Нодех-Фарахани (фильм «Крутая Колка», Латвия, режиссер Юрис Пашкус). А специального приза жюри за блистательное открытие нового измерения в жанре комедии удостоена картина «Рассказы» (Россия, режиссер Михаил Сегал).
Вера ГНІЛАЗУБ, «БН»