«Золотая маска» талантам к лицу
16 апреля в Большом театре России объявит своих победителей главная российская театральная премия «Золотая маска». Как случалось и раньше, есть за кого болеть и нашим театралам. В номинации «Опера. Работа режиссера» представлен Михаил Панджавидзе за постановку «Лючия ди Ламмермур». Лучшим постановщиком года в оперетте может стать Сусанна Цирюк за работу «Граф Люксембург». Эти же спектакли претендуют на звание лучших в своем жанре. По просьбе «СБ» номинанты взвесили свои шансы накануне раздачи театральных «слонов».
Иркутская история Цирюк
Главный режиссер Белорусского государственного академического музыкального театра Сусанна Цирюк, виртуозно «жонглирующая» городами и театрами, уже получала «Золотую маску» в 2005 году за мюзикл «В джазе только девушки», поставленный в Новосибирске. Тогда же ее «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича на этот раз из Ростова–на–Дону, выдвинутая в 5 номинациях, получила 2 премии.
«Граф Люксембург» — это не первый спектакль Сусанны в Музыкальном театре Иркутска. Она уже ставила здесь «Веселую вдову», шоу «Ночное кабаре», мюзикл «Русский фантом», ревю «Шлягеры неаполитанского квартала».
— Мне приятно, что и после премьеры «Графа» сотрудничество с иркутским театром плодотворно продолжилось, — уточняет Сусанна Юрьевна. — 19 февраля выпустили премьеру «Поединок» по Куприну с музыкой замечательного петербургского композитора Владимира Баскина. Кстати, уже 5 июля в Минске в музкомедии пройдет премьера его мюзикла «Подлинная история поручика Ржевского», а в октябре — специально написанного для нашего театра музыкального спектакля «Сирано де Бержерак».
— Сусанна Юрьевна, что меняется в жизни режиссера после того, как он получит «Золотую маску»? Влияет это, например, на размер режиссерского гонорара?
— Нет, никак не влияет. Но скажу честно, что всегда приятнее получать приз не за режиссуру, а за лучший спектакль. Это значит, что все сработали безупречно. И тогда это уже не только твоя личная победа.
— Вы сделали 5 спектаклей с Зиновием Марголиным...
— Да и свою первую «Золотую маску» он получил за нашу «Леди Макбет».
— В этом году Марголин снова выдвинут за «Мертвые души» Мариинского театра. Будете болеть за него?
— Безусловно, и за Зиновия Марголина, и за режиссера этого спектакля, очень талантливого Василия Бархатова. «Мертвые души» в «Мариинке» — без дураков — очень сильная работа.
— Для чего вообще нужна «Золотая маска», если широкий зритель не обращает внимания на профессиональные премии. По–прежнему любит простые и незатейливые спектакли?
— После развала Советского Союза резко прекратились все гастроли. А «Маска» дает возможность увидеть работы коллег по СНГ, познакомиться актерам и режиссерам, показать свой продукт другой публике.
— Чему стоит поучиться у «Золотой маски» Национальной театральной премии Беларуси, которая прошла в этом году впервые?
— В России лучше обстоит дело с рекламой. Спектакли видит большее количество зрителей. Наша премия, которая презентует себя как национальная, пока является по духу исключительно внутригородским событием.
Панджавидзе болеет за себя
Главный режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Михаил Панджавидзе в этом году получил признание российских коллег за оперу Доницетти «Лючия ди Ламмермур» на сцене Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля.
— Михаил Александрович, ваш спектакль «Любовь поэта» этого же театра в 2008 году получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль», так что можно сказать, что с казанской труппой вы говорите на одном языке. Чем запомнилась нынешняя работа?
— В том–то и дело, что каких–то из ряда вон выходящих проблем не возникло. Работали очень спокойно, в нормальном графике, без сбоев. Кстати, в одной из партий очень достойно выступил замечательный баритон минской оперы Станислав Трифонов. По–моему, для него это дебют на российской оперной сцене.
— Критик Сергей Ходнев в статье «Поющие в пентхаусе» пишет, что вам повезло и с исполнительницей заглавной партии Альбиной Шагимуратовой, да и «в целом спектакль добротный, складный, довольно равномерный с точки зрения динамичности». Для вас важно, что пишут о премьере?
— Важна оценка любой критики. Другой вопрос, я более–менее знаю всех пишущих об опере и могу дать себе отчет, кто из них достоин, чтобы я переживал по поводу того, что они написали. Таких, кстати, много.
— Михаил Александрович, для чего вообще нужна театральная премия, если зритель все равно валит на антрепризу?
— А всегда так было. Как вы говорите, всегда валили на то, что попроще. На это надо просто махнуть рукой и продолжать свое дело.
— Что стоит перенять у российских коллег нашей Национальной театральной премии?
— На самом деле это такой долгий разговор... Все–таки «Золотой маске» уже 18 лет, а театральная премия Беларуси прошла впервые. Не мне судить. Хотя свое профессиональное мнение у меня есть: надо изучать опыт «Маски». Понимаю, разные условия, иной масштаб. Сколько оперных театров в России, какая там конкуренция, и сколько у нас? Но все–таки есть какие–то объединяющие театральные вещи.
— За кого–то будете болеть?
— За себя можно? (Смеется.) Если серьезно, мне очень нравится опера «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена в постановке английского режиссера Клаудии Шолти в Мариинском театре. Когда смотрел, получил истинное наслаждение.
Кстати
Во внеконкурсной программе фестиваля «Маска Плюс», проводимой в четвертый раз, 23 марта в Центре им. Мейерхольда в Москве был показан спектакль Белорусского театра кукол «Почему стареют люди?» Анатолия Вертинского в постановке главного режиссера Алексея Лелявского.
Минские театралы могут болеть за недавно гастролировавший в Минске талантливый коллектив Музыкального театра им. Станиславского и Немировича–Данченко. С оперой «Сказки Гоффмана» он претендует на оперные награды «Лучший спектакль», «Лучшая работа дирижера» (Евгений Бражник), «Лучшая работа режиссера» (Александр Титель), «Лучшая женская роль» (Хибла Герзмава), а также на одну «балетную»: «Лучшая работа дирижера» (Феликс Коробов, «Русалочка»).
Кроме того, частый гость Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC) эксцентрик–балет Сергея Смирнова из Екатеринбурга со спектаклем KREIS представлен в престижной номинации «Современный танец».
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ