Восемь реставраторов восстановили десять уникальных икон на холсте и дереве
…Под рукой реставратора-мастера возрождаются лики Богоматери, Младенца Христа, святых, скрытые под слоями краски и лака. Не имеющие художественной ценности поздние записи тщательно снимаются, и икона приобретает первозданный вид, какой она была несколько веков назад. Образ становится более ярким, четким. Вместо темных тонов сверкают серебро или золото, потускневший лак меняется и блестит… Так реставраторы часто открывают заново уникальные памятники — произведения высочайшей художественной ценности. Святыням возвращают их облик, близкий к первоначальному замыслу мастера-иконописца…
Каждый год в Национальном художественном музее происходят десятки выставок, которые не состоялись бы без активного участия реставраторов. А вот самой презентабельной за последнее время названа выставка «Открытие святой красоты. Новая жизнь древних икон», которая проходила в музее с 23 марта по 22 мая 2011 года. На ней экспонировалось 10 памятников белорусского сакрального искусства XVII—XIX столетий, которые, если вдуматься, видели людей минувших эпох! Некоторые работы до реставрации находились в плачевном состоянии, и то, что их можно экспонировать в будущем, сложно было представить даже специалистам.
По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в Национальный художественный музей Республики Беларусь в 2009 году попали семь икон из Жировичского монастыря, с иконостаса Свято-Успенского собора. И на выставке «Открытие святой красоты», кроме указанных десяти икон, экспонировались 4 иконы с образами апостолов с этого иконостаса, которые в 2010—2011 годах были раскрыты реставраторами. Кстати, иконы из Жировичского монастыря — уникальные для Беларуси памятники второй четверти XVIII столетия, они показывают такой высокий уровень отечественного иконописного мастерства, который не уступает лучшим европейским образцам того времени!
Как рассказали в музее, за два месяца работы выставки «Открытие святой красоты. Новая жизнь древних икон» ею заинтересовались более 17 тысяч посетителей. Среди них были и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и Митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич, которые отметили большой взнос специалистов по реставрации в сохранение духовного наследия белорусского христианства.
К слову, в Национальном художественном музее руководил работами группы профессионалов, которая удостоена специальной премии Президента, заведующий научно-реставрационным отделом Аркадий Шпунт. Он сам реставрировал наиболее старую икону — «Богоматерь Одигитрия», XVII века, которая вошла в экспозицию «Открытие святой красоты».
— Иконы много лет собирались в экспозициях. Их забирали из закрытых церквей и костелов. Их сотни в запасниках нашего музея, — рассказал Аркадий Самуилович. — А присудили специальную премию Президента вместе со мной восьми реставраторам, которые занимались реставрацией масляной и темперной живописи. За короткий период мы отреставрировали иконы, созданные на холсте и деревянной основе. Многие памятники сакральной живописи Беларуси вошли в научный оборот сорок лет назад благодаря нашему труду. А восстановили же мы иконы XVII—XIX веков с помощью гранта спецфонда Президента. Как трудимся? Стараемся свою работу делать честно, чтобы было другим приятно на нее посмотреть… Наши реставраторы — люди зрелого возраста, в среднем имеют по двадцать лет трудового стажа. Я, например, за свою многолетнюю деятельность, а это сорок лет, руководил разными группами реставраторов.
Последний раз мы раскрывали живопись XVIIІ века в белом костеле в Минске, что около площади Свободы. И в Пинске работали. В костеле Успения Пресвятой Девы Марии отреставрировали алтари. В столичном Красном костеле тоже раскрывали живопись. Среди моих работ — и три чудотворные иконы, которые коронованы папскими коронами: Матерь Божия Логишинская (Королева Полесья ), Матерь Божия Браславская, которую называют Владычицей окрестных озер, Матерь Божия Камайская в Поставском районе.
Кроме Аркадия Шпунта, специальной премии удостоены следующие реставра- торы Национального художественного музея Республики Беларусь: Светлана Ишмаева, которая раскрывала икону «Святая Мария Магдалина» (XVIII в.); Светлана Дикуть (работала над иконой «Распятие» (1806 г.); Сергей Шатило («Богоматерь Одигитрия» (XVIII в.), «Святой князь Борис» (XVIII в.); Дмитрий Карлионов («Христос Вседержитель» (XVIII в.); Светлана Алишевич («Феретрон. Богоматерь с предстоящими» (XVIII в.); Элла Пашкина («Святая в венке» (XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.); Петр Журбей («Богоматерь Одигитрия Римская» (1806 г.).
Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»
Фото Дмитрия КОЗЛОВА