«Играем музыку, которая интересна и нова для слушателя»
Ансамбль солистов «Классик-авангард» принимает поздравления с присуждением престижной награды
Сегодня во Дворце Республики вместе с ежегодными присуждаемыми в канун Рождества премиями «За духовное возрождение» будут вручены и Специальные премии Президента страны отечественным деятелям культуры и искусства за 2011 год. В числе награжденных — известный коллектив Белорусской государственной филармонии ансамбль солистов «Классик-Авангард». По сути, это маленький симфонический оркестр, инструментальный состав которого позволяет исполнять на высоком профессиональном и художественном уровне любую музыку. Накануне торжественной церемонии корреспондент «Р» встретилась с основателем и художественным руководителем ансамбля, известным музыкантом, аранжировщиком и дирижером Владимиром БАЙДОВЫМ.
— Владимир Алексеевич, прежде всего разрешите поздравить «Классик-Авангард» с заслуженной и почетной наградой. Коллективу почти 25. Что, на ваш взгляд, можно причислить к его несомненным творческим достижениям?
— Наверное, то, что мы по-прежнему верны той цели, которую ставили себе, основываясь, — играть ту музыку, которая будет интересна и нова для слушателя. Это и классика, и авангард, и белорусская музыка прошлых столетий, начиная с 16-го века. Специально для нас пишут сегодняшние белорусские композиторы. Вообще, камерное музицирование называют композиторской лабораторией. Потому все наши программы получаются, по сути, эксклюзивными, новыми, премьерными. А когда каждый раз открываешь для себя и для слушателя что-то новое, какие-то новые музыкальные миры, это большое счастье, это вызывает творческий подъем, что, пожалуй, самое главное для нашей работы. Я рад, что почти за 25 прошедших лет эту свою линию мы не поменяли и не утеряли. Мы, как и прежде, молоды, талантливы, симпатичны и полны энтузиазма.
— В конце 1980-х — начале 1990-х, когда коллектив делал первые шаги на сцене, соединение даже в его названии слов «классика» и «авангард» было достаточно дерзким заявлением…
— В общем-то, да. Вместе с тем название коллектива указывало на широту исполняемого репертуара и определяло наше стремление к непрерывному творческому поиску, желание идти в ногу со временем, открывать новые имена как в далеком прошлом, так и в наши дни. Мы были первооткрывателями, когда исполняли свежие, авангардные программы Губайдуллиной, Шнитке, Денисова. Ведь до того ни одной ноты этих композиторов не звучало, этот пласт музыкальной культуры был не развит. Мы реально озвучили эти имена, и это был настоящий фурор. Не меньший ажиотаж в свое время вызвало и первое исполнение произведений «Виленской тетради» — памятника музыкальной культуры 17-го столетия. В зал было не попасть, ведь выяснилось, что белорусская музыкальная культура начинается не с 1917 года, как принято было считать, что высочайшего уровня произведения создавались здесь и в 16-м, и в 17-м веках.
— Старинная белорусская музыка и сегодня занимает особую страницу в творчестве ансамбля.
— В этом направлении мы давно и плодотворно сотрудничаем с музыковедами-исследователями Белорусской хоровой капеллы, которой руководит Виктор Скоробогатов. Они занимаются поиском материалов и восстановлением того музыкального пласта белорусской культуры, который существовал в прежние века. Из найденного ими мы выбираем те или иные произведения, аранжируем и выводим на сцену. Так возникли в нашем репертуаре авторские программы Иоганна Давида Голанда, Михала Клеофаса Огинского, Наполеона Орды, Йозефа Козловского, Михала Ельского… Есть и много совершенно новых имен, которые появились, когда мы, например, активно занялись творчеством Станислава Монюшки и его окружением. Это друзья, соратники и даже конкуренты композитора, как, например, Кажинский, который вместе с Монюшко претендовал на место директора Императорского театра в Санкт-Петербурге и, кстати, выиграл.
— Подобная музыка вызывает интерес сегодня у нас в стране и за рубежом?
— Например, для поляков эти имена — свои, потому и интерес соответственный. А в Германии или Испании, где они, конечно, малоизвестны, зритель идет слушать новый для себя коллектив и музыку. И по восприятию публики, о чем нам говорят после таких концертов, это высокого европейского уровня музыка своего времени. Что касается ситуации здесь, то свой маленький зал мы, конечно, собираем, но это лишь около 200 человек. На двухмиллионный город, где есть академия музыки, университет культуры и искусств, музыкально-педагогический факультет в педуниверситете, интерес, считаю, просто обязан быть большим, тем более к своей музыке. Но увы… Впрочем, эта ситуация, к сожалению, характерна и для других академических коллективов. В большинстве случаев слушатель нынче отдает предпочтение попсе, и к тому же не лучшего качества.
— Тем не менее знающую публику вы продолжаете удивлять. Я имею в виду недавний интереснейший и масштабный проект «Апостол».
— Эту программу-спектакль, включающую два двухчасовых концерта, мы показали в Белгосфилармонии прошлой осенью, приурочив ее исполнение к 80-летию со дня рождения Владимира Короткевича, которому она и посвящена. Программа просто фантастическая по эмоциональному воздействию, нечто совершенно уникальное. Звучали старинная белорусская музыка, музыка Монюшко 19-го века и современных белорусских композиторов, использовался видеоряд с фотографиями, произведениями изобразительного искусства, архивными рукописями, которые стали своеобразным фоном для поэтических строчек Владимира Короткевича. Одной из основных идей режиссера и сценариста проекта Ирины Дубенецкой было через личность, мировоззрение, творчество Короткевича донести до слушателей его космологичность, его восприятие Беларуси как Вселенной, что ей, считаю, блестяще удалось. Публика была поражена необычностью, новизной, экспериментальностью увиденного и услышанного.
— А где можно услышать «Классик-Авангард» в ближайшее время?
— Сейчас в Минске проходит художественная выставка Рериха. Завершит ее работу 17 февраля наш концерт. Рерих был очень тесно связан с мировой музыкальной культурой, одно из направлений его творчества — сценография, он был дружен со многими ведущими композиторами своего времени, много работал в музыкальном и драматическом театрах. В программе мы собрали музыку, созданную соратниками, друзьями Рериха, музыку тех стран и мест, где он жил, — от России до Скандинавии, Америки и, конечно, Индии, Китая, Тибета... Думаю, концерт получится не менее масштабным и интересным, чем посвященный юбилею Владимира Короткевича, и станет очередным музыкальным открытием для наших слушателей.