Воспевать красоту чувств
Об индийском кино |
Разговор о совместной работе белорусских и индийских кинематографистов идет давно. И вот посольство Индии предложило сотрудничать двум нашим странам в создании кинофильмов. Несколько лет назад уже была попытка снять совместную картину «Зеленые глаза». Был написан сценарий, в котором ищущая себя журналистка Анна после долгих лет расставания встретила на своем пути врача Викрама. Но мелодраматическая история о любви, преодолевающей границы и расстояния, не была реализована. А так хотелось, чтобы получилось и на красной дорожке в Каннах белорусско–индийская группа предстала в черных фраках перед вспышками репортеров.
Сотрудничество с такой мощной кинематографической империей, как Болливуд, давно и хорошо нам знакомой, мне кажется, способно дать киноиндустрии многое. Вообще, любой совместный проект — это опыт, расширение контактов и как итог — выход на новый рынок. Но здесь случай особый. Для нашего человека индийское кино — почти родственная история. Звезды Болливуда украшали обложки журнала «Советский экран», в редакции журналов потоком шли письма с признаниями в любви и просьбой предоставить домашний адрес Митхуна Чакраборти, фильм «Танцор диско» бил все рекорды по сборам.
Это был особый пряный мир с преувеличенными эмоциями, яркими красками, зажигательной музыкой и простыми, понятными словами в песнях, суть которых передавал волнующий закадровый голос, и была она почти всегда одинакова: «Судьба разлучает нас, но в моем сердце ты будешь жить вечно». Влюбленных в этом мире действительно часто разводили обстоятельства, классовое неравенство, семейная вражда. От этого они пускались в пляс, пели песни и литрами лили блестевшие на солнце и загорелой коже кинематографические слезы. До начала эры сериалов главным поставщиком мелодраматических эмоций был именно индийский кинематограф.
Он удовлетворял жажду справедливости советского зрителя. Если в европейском кино авторы могли позволить себе привести главного героя к полному моральному краху и лишить его эмоционального реванша, то в индийских историях негодяй почти всегда получал по заслугам, на него не жалели пуль и яда. Кто–то скажет, что экранная жизнь у индийских авторов неправдоподобна, что работали они на одних и тех же приемах и песни были похожи. Но если эти «фишки» работают столько лет — значит, не так уж они и плохи?
Ведь и сегодня, несмотря на то, что кинематографический рынок неумолимо изменился, поклонники у индийского кино остались. И главное, что его смотрит сам индийский зритель. Выпуская до 1.000 картин, Болливуд не растерял ни прежнего задора, ни красоты эмоций, ни своего карнавального настроения. Если его привечают в Европе, как в случае с картиной «Свадьба в сезон дождей», получившей «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, он этому только рад, но специально понравиться не стремится. В индийском фильме вы не увидите, как герой заглатывает рыболовные крючки или отпиливает себе руку — патологии психики индийцы оставили коллегам из Европы и Юго–Восточной Азии. Болливуд отрыт для международных контактов: британский режиссер Денни Бойл именно в Индии снял «Миллионера из трущоб» с индийскими же актерами и получил 8 премий «Оскар».
В общем, нашему сдержанному, рефлексирующему кино, в котором так мало света, прививка солнца и позитивного настроения, по–моему, не повредит. Если мы никак не можем нащупать свою тему, стоит обратить внимание на индийских коллег — на то, с каким достоинством они просто делают свое дело. Невзирая на конъюнктуру, моду, пронесшиеся годы, природные катаклизмы. Потому что раз и навсегда определились со своими приоритетами — воспевать красоту чувств.
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ