Белорусские мультипликаторы не хотят работать на энтузиазме

Источник материала:  
04.10.2011 17:20 — Новости Культуры

«Беларусьфильм» переживает очередные потрясения. На этот раз на студии возмущаются мультипликаторы, недовольные зарплатой.

Белорусские мультипликаторы не хотят работать на энтузиазмеКак признался один из сотрудников киностудии «Беларусьфильм» в комментарии для радио «Свабода», «дела стали совсем плохи»:

«Новым директором студии вместо Заметалина у нас назначен Сильванович — очередной функционер из Министерства культуры. При нем дела в студии вообще пошли в разнос. Каким бы ни был Заметалин, при нем достаточно нормально получали зарплату — которая, кстати, росла. Премиальные были хорошие, тринадцатая зарплата. Другое дело, что творчество хромало, но это то, на каком уровне наше кино реально и было. Но пришел новый человек, и дела стали совсем плохи».

Первыми, по словам источника, взбунтовались сотрудники студии анимационных фильмов: «Они директору сказали: если в ближайшее время не будет повышен заработок, вся студия переедет работать в Россию. В Москве согласны создать целое подразделение, где белорусы смогут работать. Впервые такой демарш за все время белорусского кино, чтобы целое подразделение «Беларусьфильма» было готово покинуть страну. Сам факт, как понимаете, неординарный».

В то же время руководство киностудии говорит, что все не так уж плохо. Так, генеральный директор Олег Сильванович признался Naviny.by, что проблема с зарплатой сотрудникам киностудии существует, однако массово никто никуда уезжать не собирается.

«Решение проблемы не так просто. Сама ситуация связана с тем, что проблема делится на несколько составляющих, — пояснил он. — Во-первых, речь идет о повышении заработной платы штатным работникам, во-вторых — о повышении заработной платы фрилансерам, в-третьих, существует постановление Совмина об изменении ставок авторского вознаграждения, чем мы и руководствуемся». И все это, по его словам, вылилось в так называемый демарш сотрудников.

«Проблема с заработками есть, она у всех существует, —
продолжил Олег Сильванович. — Но никто не заявлял, что собирается уйти. Сотрудники написали мне письмо, где изложили проблему. А проблема не с моими штатными работниками, а с фрилансерами. Потому что в России приняли программу повышения финансирования анимационной отрасли. А наши фрилансеры работают и туда, и туда. Но оттуда они денег больше получают, вот и начинают откалывать наши заказы. Это касается ребят, которые занимаются мультипликатом — одной из фаз анимации».

«Штатные работники не соберутся и никуда не поедут
», — заверил он.

Говоря о критике в свой адрес, Сильванович заметил: «Это чисто финансово-экономическая проблема. И тут неважно, какая фамилия у директора. А критику в свой адрес я читаю с удовольствием, потому что она помогает мне становиться более качественным руководителем».

Впрочем, вероятно, истина где-то посередине. Так, режиссер-аниматор Владимир Петкевич, работающий на «Беларусьфильме» с 1990-го года, рассказал Naviny.by, что данное обращение к Сильвановичу — лишь очередная попытка сотрудников добиться повышения зарплат. И пока киношники ждут реакции руководства.

«Объективно говоря, и раньше-то зарплаты не сильно большие были. А сейчас они просто рухнули в соответствии с новым курсом, — поделился Владимир Петкевич. — Вот и начали ходить к Сильвановичу, бумажки писать. В этом письме, которое составили наши барышни, и которое я, честно говоря, подписал, даже не глядя, они ссылаются на постановления Совмина, еще каких-то начальников. Но я так понимаю, все равно нам в итоге скажут, что и того, и того нельзя сделать. Но написали просто потому, что пора начинать хоть немного шевелиться, чтобы хоть минимально начать людям доплачивать. Сильванович, конечно, сор из избы выносить не хочет. Хотя думаю, и сам он пытается что-то делать. Но его ресурсы и возможности невелики, увы, все это решает не он».

Говоря о конкретных цифрах, Владимир Петкевич привел несколько примеров: средняя зарплата по студии «грязными» — 1,9 млн. рублей, однако есть художники, которые получают и по 700-800 тысяч; работа, за которую на фрилансе у нас заплатили 200 долларов, в России, например, стоила бы раз в десять дороже. Кстати, на студии, по его словам, как раз большинство — около 80% — работают внештатно.

«Начальство говорит, что у нас зарплата еще выше, чем по студии в целом, — рассказал Владимир Петкевич. — Озвучивалась вчера на совещании цифра за второй квартал этого года в 1,9 миллиона «грязными» — без всех вычетов. У меня, например, получилось 4,6 миллиона. Но извините — я ведь на картинках своих шесть функций выполняю. И я бы рад уступить место другим, вот только желающих не находится. Тот народ, который со мной работал на последнем фильме, отказался продолжать сотрудничество с киностудией. Звукооператор, который еще работает со мной, делает это скорее по дружбе. Потому что тут ему за заказ заплатили 200 долларов, а в Москве он за любую фигню получил бы в десять раз больше. Все звукооператоры наши вообще уже давно утекли в Москву или перевелись на внештатную работу».

Да и сам Петкевич всерьез подумывает закрыть свой начатый проект: «Сейчас в запуске находится мой короткометражный проект «Музыкальная шкатулка». Месяц назад я предупредил руководство киностудии, что если не будет увеличения финансирования, мы закрываем его на консервацию до тех пор, пока деньги не будут найдены. Ладно я, как-нибудь продержусь — благо, крыша над головой есть, заначка еще осталась. Но что делать художницам, которые со мной работают и получают 700-800 тысяч?.. Недавно смету по проекту все же увеличили почти в два раза, отправили бумажки эти в Минкульт. Будем ждать — подпишут ли там, найдутся ли деньги у них».

По словам режиссера, все же маловероятно, что даже в случае отсутствия движения навстречу со стороны руководства киностудии и чиновников, все сотрудники студии анимационных фильмов разбегутся. Хотя бежать есть куда.

«Народ, который хоть что-то умеет делать руками и соображает головой, всегда и везде найдет себе применение. За элементарную халтуру на пару недель даже студент может получить долларов 500, — отмечает он. — Думаю, если все станет совсем уж плохо, каждый будет решать за себя: кто-то свалит за бугор; кто-то начнет работать внештатно, потому что система у нас пока такая, что у внештатников заработки больше; а кто-то, кому, например, недолго до пенсии сталось, или кто просто смирится, останется».

По мнению Владимира Петкевича, скорее всего, киностудия в ближайшем будущем пойдет по пути сокращения выпускаемых мультфильмов: «Мне не верится, что проведут такую индексацию, что зарплаты повысятся в два-три раза. Добавят максимум пару копеек. А сметы-то возрастать только будут: и за счет аренды, и за счет материалов, и за счет электричества. Потому, думаю, выход будет такой: с 80 минут мультипликационных фильмов в год мы перейдем на 40».

Особенно печально все это выглядит в контексте того, что в последнее время как по качеству выпускаемой продукции, так и по приносимым в бюджет средствам именно студия анимационных фильмов была на киностудии «Беларусьфильм» первой.

«Без ложной скромности могу признать, что правы те, кто говорит, что если и было за что ценить «Беларусьфильм» в последнее время, так это за мультфильмы. Еще на документалке пару человек хорошо работает, но вот в игровом кино — чехол полный, — заметил режиссер. — И очень жалко будет, если все это грохнется. Потому что даже в России и Украине рожки да ножки остались от аналогичных государственных студий. А у нас и старые кадры остались, и молодежь только начала подтягиваться…».



Ольга ПРУДНИКОВА
←Белорусские специалисты музейного дела стажируются в Австрии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика