Ребенок — это чистый монитор?
До начала эксперимента “Один ученик — один компьютер” осталось меньше трех недель.
В белорусско-индийском учебном центре Парка высоких технологий 22 августа соберутся учителя, которым предстоит работать в классах, оснащенных ученическими нетбуками.
Протокол о намерениях по вопросам сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий в системе образования вчера подписали в Минске представители Министерства образования Беларуси, Парка высоких технологий и корпорации Intel.
Коротко “НГ” уже рассказывала об этих намерениях: 1 сентября ученики нескольких школ и гимназий вместе с комплектом книг получат нетбуки. Персональные ученические устройства — основная, но не единственная часть проекта “Один ученик — один компьютер”, направленного на создание инновационной среды обучения. Участвующие в эксперименте учителя получат ноутбуки, объединенные с ученическими нетбуками в локальную сеть и обеспеченные широкополосным доступом в интернет.
По мнению заместителя директора администрации ПВТ Александра Мартинкевича, современный урок биологии может выглядеть примерно так: “Доброе утро, дети! Поскольку тема нашего урока — бабочки, предлагаю взять нетбуки и пройти в ближайший парк”. В парке при помощи встроенных камер ученики снимают бабочек, тут же монтируют видеоролик, снабжают картинки познавательным текстом и выкладывают на Ю-тубе. То есть вместе с представлением о чешуекрылых ученики получают навыки поиска информации, ее критического осмысления и обработки, а также совершенствуют знание компьютерных технологий. Надо ли говорить, что такие уроки гораздо интереснее традиционных учительских монологов с указкой в руке?
Выбирая электронное устройство для белорусских школьников, администрация Парка высоких технологий рассмотрела три “кандидатуры” — электронные книжки, планшеты и нетбуки. Выяснилось, что возможности ридеров весьма ограничены: электронные “читалки”, по сути, являются черно-белой копией книги. Планшеты, конечно, во всех отношениях хороши, только дороги и уязвимы: каждое падение устройства с высоты школьного стола оборачивается внеплановым ремонтом. Остановились на нетбуках, разработанных Intel специально для школьников. Чтобы окончательно убедить журналистов в правильности своего выбора, Александр Мартинкевич уронил школьный нетбук на пол и облил его клавиатуру водой. Компьютер перенес испытания с завидной стойкостью.
— Стоит это устройство около 330 долларов, но родителям платить не придется, даже если ребенок ухитрится-таки его испортить, — заверил Александр Мартинкевич. — Все расходы берут на себя компании — резиденты Парка высоких технологий и Минское производственное объединение вычислительной техники.
— Перед началом эксперимента мы решаем кадровые вопросы, однако считаем, что самое важное — это разработка “начинки” электронных устройств, — отметил заместитель министра образования Казимир Фарино. — В Беларуси уже разработано и внедрено более 50 учебных программ для использования в работе с компьютерами, созданы электронные варианты 135 учебников, только на последний по счету конкурс “Компьютер. Образование. Интернет” поступило около 500 проектов от педагогов и учеников.
По мнению заместителя министра, эксперимент должен ответить на вопрос о педагогической целесообразности использования персональных средств обучения в школе. Не лишатся ли уроки души из-за всеобщей компьютеризации? И как отразятся проведенные у монитора часы на детском здоровье? Через несколько лет, взвесив итоги эксперимента, можно будет говорить о его продолжении или прекращении.
Участниками эксперимента станут ученики минских гимназий № 20, 7, 30, а также школьники из Василишковской школы Щучинского района, гимназии № 4 Сморгони, Новополоцкой гимназии, учебно-педагогического комплекса “Сыроваткинский детский сад — средняя общеобразовательная школа” Сморгонского района.