Их судьей была совесть
О фронтовых разведчиках рассказывает писатель Владимир Карпов
Говорят, есть великие книги, которые нужно прочитать, хорошие книги, читать которые необязательно, и книги, знакомство с которыми — большая удача для читателя. Книга известного писателя, лауреата Государственной премии СССР, Героя Советского Союза Владимира Карпова «Гибель и воскрешение разведчика» (повести. М., Вече, 2010) подтверждает, что она действительно удача для читателя.
С Владимиром Васильевичем я был знаком лично. Он в одну из годовщин освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в составе писательского десанта (куда входили незабвенные Константин Воробьев, Сергей Баруздин, Василь Быков, бывший главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг) побывал в Витебске. Здесь фронтовой разведчик Карпов когда-то совершал свои подвиги. За один из них — взятие очень важного немецкого языка — был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Так вот, тогда в своем интервью для военной газеты он сказал: «Я от своих убеждений, от знаний, от того, что мне дорого в литературе и искусстве, не отрекусь. В этом, по-моему, единственное спасение…»
Произведения писателя Владимира Карпова в тугой узел сплетены с войной, подвигами солдат, офицеров, генералов и маршалов. Наверное, потому, что минувшая Великая Отечественная война продолжает жить в сердцах фронтовиков, в их усталой памяти, в их сновидениях.
В новой книге автор не изменяет традиции. Герои его повестей — те, кто сражался с ненавистным врагом за линией фронта, нередко в самом его логове. Имя им — фронтовые разведчики. Главным судьей их действий всегда была только совесть да горячая сыновняя любовь к Отечеству.
Подкупают искренность писателя, влюбленность в своих героев, многие из которых воевали с ним, делились последним сухарем и глотком воды. Простые, на первый взгляд, парни-разведчики, а мужества и храбрости хватило бы на взвод, а то и роту. По всей видимости, Владимиру Карпову писалось легко — он не выдумывал своих литературных персонажей, бойцы невидимого фронта с будущим писателем плечом к плечу сражались под Москвой и Витебском, под Минском…
А еще, читая, веришь автору, вместе с героями ходишь за языком, переживаешь, волнуешься за их судьбу. Возьмем, к примеру, героя заглавного рассказа разведчика Степана Доронина. Он попадает в трудное, по сути, безвыходное положение. По законам военного времени ему грозит высшая мера — расстрел. Но он не растерялся. Об этом увлекательно и достоверно рассказывает Карпов, заставляет и читателей волноваться.
О фронтовых разведчиках сочинено немало легенд, как правило, они выходят невредимыми из любых, самых сложных ситуаций. То, что произошло со Степаном Дорониным, не укладывается в сознании. Однако это правда — он выходит живым из гибельной ситуации. Фактически после всех перипетий человек воскрес и прожил еще одну жизнь. Это сокращенный вариант повести «Взять живым!», в которой Степан Доронин действует под именем Василия Ромашкина.
Повесть написана хорошим языком, она динамична, интригующа, а главное — правдива. Как не хватает сегодня таких книг, особенно молодежи, тем, кто готовится вступать в серьезную самостоятельную жизнь. В прошлом году писатель-фронтовик Владимир Васильевич Карпов ушел из жизни, а его мудрые, правдивые произведения «Командиры седеют рано», «Маршальский жезл», «Полководец», «Взять живым!», «Генералиссимус», «Се ля ви — такова жизнь» продолжают нести людям добро и свет.