Легенды для фотографа

Источник материала:  

Легенды для фотографа

Книжный навигатор

П.М.Шпiлеўскi. Беларусь у абрадах i казках. Пер. з рус. Аляксандра Вашчанкi. Мiнск, Лiтаратура i мастацтва, 2010.


Легенды для фотографаЭта книга для нас, без преувеличения, знаковая. Не так много в середине XIX века появлялось исследований, посвященных белорусской истории, этнографии, фольклору... Павел Шпилевский, уроженец деревни Шипиловичи Бобруйского уезда, став известным российским журналистом и ученым, написал легендарное «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», в котором высказывает любовь к нашему краю, пишет о самобытности народа и его языка: «Пачуўшы даўно знаёмую мне беларускую гаворку, я мiмаволi спынiўся i, здавалася, удыхаў у сябе гукi меладычнай пявучай мовы, што чулiся ў паветры; у душу маю вось так i прасiлiся водгаласы слоў, што вымаўляюцца, па звычцы беларусцаў, нараспеў, працяжна». И вот теперь впервые на белорусском языке изданы исследования Павла Шпилевского, в свое время разбросанные по разным изданиям: «Беларускiя павер’i», «Народныя прыказкi з тлумачэннем iх значэння i паходжання», «Беларусь у характарыстычных апiсаннях i фантастычных павер’ях», «Даследванне аб ваўкалаках» и много другого. Любопытно читать и отрывки из «Дневника знакомого человека» — своеобразный «блог» Шпилевского, который он вел на страницах «всемирного обозрения».


Дж.М.Кутзее. Медленный человек. Санкт–Петербург, Домино, Москва, ЭКСМО, 2010.


Легенды для фотографаКутзее дали Нобелевскую премию с формулировкой, что он «в бесчисленных вариациях показывает неожиданную сопричастность постороннего». Герой этого романа и есть такой «другой», который мучительно пытается врасти в чужую жизнь. Кутзее восхищается Достоевским, и здесь достоевщины хватает — самокопания героев, озвучивания той ряби, которая постоянно возникает на поверхности души... Но Достоевский синтезируется с Фрейдом: не богоискательство, не муки совести определяют поступки — а психологические комплексы и физический дискомфорт. Пожилого одинокого фотографа из Австралии Пола Реймента, эстета и отшельника, сбивает молодой водитель (отношения стариков и юных для Кутзее — любимая тема). Полу ампутируют ногу, от протеза он отказывается (не новый сюжетный ход). Реймент начинает жалеть, что у него нет семьи... И пытается найти этому замену, эрзац — влюбляется в медсестру–хорватку, помогает ее детям, знакомится с ее мужем... Пускает чужаков в дом, отдает им деньги... В конце концов, готов отдать им все, жить в сарае, лишь бы чувствовать хоть часть тепла чужого семейного очага. Иногда семейство медсестры воспринимается скопищем жестоких хитрых паразитов. Иногда — жертвами, ведь внедрение чужого старика в их жизнь, зависимость от его денег ведет к расколу внутри самой семьи. А искусственность начинается с появлением в книге еще одного «постороннего», престарелой писательницы Элизабет Костелло, героини предыдущего романа Кутзее. Она поселяется в квартире Пола, знает все и обо всех, манипулирует героями, о которых пишет роман, так что иногда кажется, что все происходящее — ее вымысел. А может, Пол, как он сам иногда предполагает, уже умер?


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

←На берегу Риу–Негро села я и заплакала

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика