ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С… РЕЖИССЕРА
21.04.2011
—
Новости Культуры
Почитатели легкого жанра и завсегдатаи Белорусского государственного академического музыкального театра знают, сколько существенных перемен произошло в его стенах в течение последнего года: полностью изменилось административное и художественное руководство, появились новые руководители всех «творческих цехов», что, в свою очередь, не могло не отразиться и на репертуарной политике театра. Один лишь перечень премьер и проектов, воплощенных здесь на протяжении нынешнего сезона, позволяет представить масштаб и оценить диапазон работы, проделанной коллективом.
Среди них — постановка американского мюзикла; азербайджано-белорусский проект, нашедший свое воплощение в совместной постановке музыкальной комедии Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан»; возобновление двух балетных спектаклей; белорусско-российский проект по постановке мюзикла «Голубая камея», осуществленный в сотрудничестве с известным композитором и продюсером Кимом Брейтбургом; наконец, недавняя премьера классической оперетты. Особого внимания заслуживают оркестровые программы, среди которых выделяется долгосрочный концертный проект «Музыкальные вечера с Александром Анисимовым», а также цикл камерных программ.
Но основой репертуара этого театра по-прежнему остается классическая оперетта, о чем свидетельствует последняя премьера знаменитой «Сильвы» Имре Кальмана, состоявшаяся в конце марта. Эта постановка стала первой совместной работой главного режиссера Сусанны Цирюк и главного дирижера Олега Лесуна, назначенных на свои должности буквально несколько месяцев назад. Впервые появившись в репертуаре Белорусского театра музкомедии в 1972 году, сегодня это произведение переживает свое четвертое сценическое воплощение на этой сцене. Театралы со стажем помнят «Сильву» в блистательной постановке Вячеслава Цюпы (1986 г.) с Натальей Гайдой и Григорием Хариком в главных ролях, чей дуэт до сегодняшнего дня остается непревзойденным. После этого в 2003 году Борисом Второвым была поставлена «Королева чардаша» (один из вариантов «Сильвы»), которая отличалась от предшествующей постановки прежде всего текстом либретто. В том спектакле параллельно развивались две сюжетные линии: перипетии отношений Сильвы и Эдвина и ретроспектива жизни матери Эдвина — бывшей «красотки кабаре», а ныне княгини. Таким образом, на сцене было две героини, старшую из которых блистательно играла Наталья Гайда.
Нынешняя постановка Сусанны Цирюк в плане развития сюжета также во многом тяготеет к раскрытию образа бывшей «красотки кабаре», однако при этом не затеняется и образ главной героини — Сильвы. «Я создала свою версию либретто, основательно ознакомившись с девятью предыдущими, пять из которых были написаны для «Сильвы», четыре — для «Королевы чардаша», — делится секретами творческой кухни режиссер. — И для каждой из этих героинь получилась своя линия развития в сюжетной канве спектакля. При этом я старалась избавиться от банальной развлекательности и салонной поверхностности коллизий, сделав акцент на чисто человеческих, внутренних мотивах во взаимоотношениях персонажей. Музыкальный материал идет без изменений, однако специально для Натальи Гайды, исполняющей роль княгини, сделан вставной номер, который ярко оттеняет созданный ею образ и органично вписывается в постановку».
В премьерном спектакле в образе Сильвы предстала нынешняя прима Маргарита Александрович, в образе Эдвина — Антон Заянчковский (на снимке). Дуэт этих артистов на сегодняшний день – самый сильный в театре, и они оправдали все ожидания публики. В целом весь актерский ансамбль, включая балет и хор, работает слаженно и четко, в соответствии с режиссерской концепцией, которая не только для зрителей, но и для самих исполнителей во многом является непривычной. Основной проблемой для постановщиков стали стереотипные представления об этом спектакле среди той части артистов и оркестрантов, которые были заняты в предыдущих постановках. Да и большая часть зрителей, идя на премьеру, заранее представляла себе, какими должны быть, например, выходная ария Сильвы, знаменитый дуэт «Помнишь ли ты?..», куплеты «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» или марш-ансамбль «Красотки кабаре»… И новое постановочное решение давно знакомых вещей воспринимается неоднозначно и не всегда со знаком плюс.
Сколько жить новой постановке «Сильвы», покажет время. Но вот мюзикл «Однажды в Чикаго», поставленный Сусанной Цирюк еще в качестве приглашенного режиссера к открытию нынешнего сезона, идет при полных аншлагах. Значит, Белорусский государственный академический музыкальный театр заполучил действительно талантливого главного режиссера. А началось все с того, что Сусанна Цирюк, уже давно получившая репутацию известного российского режиссера, появилась в родном Минске в середине прошлого года. Дочь знаменитого белорусского дирижера, она после окончания в 1989 году санкт-петербургской консерватории 10 лет работала режиссером белорусского оперного театра, параллельно преподавая в Академии музыки и Академии искусств. Затем почти 11 лет ее жизнь и творчество были связаны с Россией. Работая главным режиссером Ростовского музыкального театра, она параллельно ставила спектакли в других российских театрах и за рубежом.
Приглашение от директора БГАМТ на постановку мюзикла «Однажды в Чикаго» открыло новую страницу в истории театра и, верится, в творческой биографии нашей талантливой землячки. Названная постановка создана по мотивам бродвейских мюзиклов, в ее основе лежит изобретательная компиляция из произведений Джозефа Стайна, Глена Миллера, Джона Кандера, Консуэло Веласкес и Барбры Стрейзанд, дополненная другими композициями, ранее нигде не звучавшими. Сюжет этого сценического произведения хорошо известен по фильму «В джазе только девушки». За спектакль под аналогичным названием, поставленный Сусанной Цирюк в Новосибирском театре музыкальной комедии, в 2005 году она получила «Золотую маску» — высшую театральную награду России. Однако минская постановка отличается от новосибирской, естественно, не только названием. Режиссер существенно изменила написанный ею ранее текст либретто, ввела ряд новых музыкальных номеров, да и построение самого спектакля стало иным. Он притягивает зрителя своей динамичностью, легкостью и какой-то искристой фееричностью, исходящей и от музыки, и от танцев, и от необыкновенно слаженной игры актеров.
С неослабевающим интересом зритель следит за приключениями саксофониста Джо и контрабасиста Джерри, попавших в женский оркестр, где они превратились в красоток Джозефину и Дафну. В образе Джо-Джозефины попеременно выступают Дмитрий Якубович и Сергей Спруть, а в образе Джерри-Дафны — Денис Немцов и Денис Мальцевич. Просто поразительно, что в этих чрезвычайно эксцентричных ролях артисты выглядят не только органично и по-особому грациозно, но им еще и удается передать глубину настоящих человеческих чувств. В роли самой яркой и непредсказуемой героини — солистки оркестра Шугар Кейн — очень притягательна Леся Лют. Да и все остальные исполнители в этом спектакле подобраны так, что в целом получается очень слаженный актерский ансамбль.
К открытию следующего театрального сезона будет приурочена третья постановка Сусанны Цирюк: оперетта «Граф Люксембург» — одно из лучших произведений Ф. Легара, которое никогда не шло в нашем театре. «Из всех театральных жанров наш жанр самый дорогой, — отмечает главный режиссер. — Если ставить классическую оперетту, то в ней все должно быть изысканным и богатым, что требует больших вложений в постановку, а если ставить мюзикл, то в первую очередь это должно быть зрелищное шоу, чего также невозможно достичь без соответствующих вложений. А обновлять репертуар нам просто необходимо, поэтому хотелось бы надеяться на поддержку соответствующих структур, от которых зависит финансирование театра».
Зоя ЛЫСЕНКО