Мы должны служить друг другу

Источник материала:  

Взрыв на станции метро «Октябрьская» стал для каждого из нас большим потрясением, ведь там ни за что ни про что погибли и пострадали невинные люди. Более того, мы все хорошо понимаем, что на самой оживленной станции в час пик мог оказаться каждый из нас… В эти дни многих мучают одни и те же вопросы. Почему это произошло в мирной белорусской столице? Откуда в нашем обществе (да и в любом другом) берутся люди, способные совершать подобное? В конце концов, почему Господь Бог допускает такие чудовищные преступления? Разумеется, увидеть в происшедшем причинно-следственные связи и ответить на эти сложные вопросы с мирской позиции очень трудно. Помочь в этом «Р» попросила протоиерея Олега ШУЛЬГИНА (на снимке), клирика прихода «Всех скорбящих Радость» в городе Минске.

— Отец Олег, я заметила, что сейчас на «Октябрьской» люди ведут себя несколько иначе, чем на других станциях метро: как-то тише, серьезнее… На нас воздействует энергетика взрыва, смерти, людской боли, которые здесь были совсем недавно? Кстати, многие думают, что неуспокоенные души невинно убиенных еще тут…

— Такое поведение — это естественная психологическая реакция человека. Потому что, когда знаешь, что находишься на месте, где случилась трагедия, чувствуешь себя по-другому. Для неверующего человека — это просто тяжелое состояние, а верующему сразу хочется помолиться, вспомнить усопших там людей, и тех, кто пострадал. Поэтому верующие пребывают на «Октябрьской» в молитве, неверующие — просто в молчании. Что касается особой энергетики и душ усопших… Есть церковное предание, что на Земле душа пребывает три дня после смерти, а потом идет к Богу. С третьего по девятый день она осматривает райские обители, в девятый день снова поклоняется Богу. С девятого по сороковой день осматривает преисподнюю, и на сороковой день поднимается в Царство Небесное. Однако теперь по пути душу встречают бесы на 20 мытарствах. Мытарство — это что-то вроде таможни. Даже словесное сходство тут присутствует — в белорусском языке «мытня» значит таможня. Там бесы предъявляют душе счет. Грехи каждого из нас, свершенные на земле, не исчезают без следа, а «записываются». На каждом мытарстве своя расплата за тот или иной грех. Если человек покаялся в грехах при жизни, постарался исправиться, то записи исчезают и бесам нечего предъявить. Если не успел покаяться, то наши молитвы помогут изгладить бесовские записи. Последнее мытарство — немилосердия — самое тяжелое. Для того, чтобы душа прошла его (да и все предыдущие), за нее надо усердно молиться. Таким образом, молясь за усопших, мы им очень помогаем. Но есть и исключения из правила: отъявленные злодеи сразу идут в преисподнюю, а праведники — к Богу. Они в первый же день встречаются с Господом. Я верю, что тех людей, которые погибли от взрыва в метро, встретил сам Всевышний, как мучеников. Ведь они погибли за всех нас...

— Наши люди, привыкшие к спокойствию и миру в родном городе, действительно выбиты из колеи, у многих появился страх и за себя, и за детей. Как каждый из нас, с точки зрения церкви, может себя защитить и обезопасить, выходя из дома?

— Для этого есть очень много возможностей. Прежде всего мы должны приобщаться к духовной жизни, проанализировать: что мы ставим во главу угла, какие цели и ценности исповедуем — житейские или то, что выше этого? Кроме того, обществу не мешало бы задуматься, откуда среди нас берутся преступники? Ведь, как установило следствие, совершившие теракт ничем внешне не отличались от обычных людей, работали в трудовых коллективах, имели друзей, близких… Откуда в них взялась эта червоточина, которая переросла в служение темным силам? Как говорят, все мы — родом из детства. Значит, надо думать о том, какой пример мы, взрослые, подаем детям, чему их учим, достаточно ли тепла им даем?

Знаете, современный человек привык рассматривать ближнего своего в качестве объекта использования, удовлетворения своих прихотей. А надо на того, кто рядом, смотреть как на объект служения ему. Как заповедовал Господь словами апостола Павла: «Носите тяготы друг друга». Мы должны друг другу служить. И веровать надо не формально, «от случая к случаю», а всей душой, всегда. Я думаю, своей духовной жизнью и добрым примером нам удастся очистить окружающий мир. И, возможно, тогда Господь отведет от нас подобные и иные несчастья.

— У тех, кто совершил это тяжкое злодеяние, тоже есть душа, эта искра Божия… Честно говоря, трудно понять: как, обладая ею, можно творить такое?

— Души этих злодеев совершенно одержимы дьяволом. Они вольно или невольно избрали себе стезю богоборчества. Радоваться смерти, чужим страданиям — это дьявольщина. Дьявол же постоянно ведет охоту на людские души, и, если видит в ком-то стремление к греху, он этому всячески начинает помогать. В результате у злодея все, что он ни задумает, начинает получаться. И это засасывает, такие души от творимого зла получают все больше греховного удовольствия. Но дьявол человеку — не друг, он всего лишь искуситель. Поэтому рано или поздно за совершенное зло преступнику приходится расплачиваться и перед земным судом, и перед небесным.

— Что касается суда земного… Настроения в нашем обществе сейчас таковы, что люди требуют самого жесточайшего наказания для совершивших теракт…

— Я знаю, что есть люди, которые за совершение тяжкого преступления получали пожизненное заключение. Находясь в тюрьме наедине с собой и с Богом, они приходили к покаянию. И затем остаток дней проводили в молитвах. Но, если наш народ в конкретном случае требует высшей меры наказания, вполне возможно, это будет принято во внимание. Хотя стоит помнить, что милосердие к падшему всегда предпочтительнее мести.

Русская Православная Церковь в своих рассуждениях на эту тему, которые изложены в Основах ее социальной концепции, пишет, что ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет прямого осуждения смертной казни. Но при этом все должно быть законно и вина преступника должна быть насколько возможно доказана.

— Мы привыкли говорить: на все воля Божия… Но, тем не менее, когда случаются такие страшные события, жертвами которых становятся невинные люди, у многих невольно возникает вопрос: не ошибочно ли это утверждение?

— Надо всегда помнить, что Господь дает нам свободу. В том числе он дал свободу преступнику, совершившему это злодеяние. Всевышний не может желать зла человеку, но попускает его ради всеобщего спасения. Ради того, чтобы люди думали о том, как они распоряжаются предоставленной им свободой выбора… Все, что ни происходит в мире — и плохое и хорошее — происходит ради нашего спасения. Ведь многие катастрофы могли бы произойти, но не произошли, потому что Господь их предотвратил. А те, что произошли, — это знак. Каждая человеческая жизнь находится в Его руках. Может, погибшим при взрыве, Он давно уготовил спасение и венцы святых мучеников, просто настало время…

— Следуя этой логике, значит, что это не случайные жертвы, не случайно погибли именно эти люди?

— Совершенно не случайно. Я слышал множество рассказов, в том числе от прихожан и просто малознакомых людей, что они должны были оказаться во время взрыва в эпицентре, но что-то их задержало, или они проехали там раньше обычного времени, или вообще неожиданно выбрали иной маршрут...

Конечно, то, что случилось на станции «Октябрьская», — чрезвычайное происшествие и, дай Бог, такое больше не повторится.

Но мы должны постоянно помнить, что если жизнь наша оборвется внезапно (а трагедия в Минском метро напомнила, что от этого не застрахован никто), то с чем мы предстанем перед Богом? С каким багажом мыслей и поступков? Мне часто приходится отпевать усопших, которые умерли внезапно, как принято говорить, средь полного здравия. Многие даже к врачам не обращались, никогда ни на что не жаловались. И вдруг… Статистика смертей от инфаркта или внезапного кровоизлияния в мозг — наиболее внушительна. Чтобы быть готовым ко встрече с Богом, надо молиться вдумчиво и всем сердцем, каждый день, каждое мгновение. Цель молитвы — Богообщение. Молясь, мы помогаем себе очиститься от дурных мыслей, чтобы с чистым сердцем жить и творить дела Божии.

— Отец Олег, сегодня вся наша страна переживает острую боль от случившейся в Минском метро трагедии. Какие слова утешения вы хотели бы сказать тем, у кого там погибли близкие люди?

— Я бы хотел посоветовать им постараться воспринять эту тяжелейшую утрату в перспективе Вечности. Все мы смертны, и все мы рано или поздно перейдем в мир иной. Ваши близкие пострадали за всех нас, и они уже в лучшем мире. А на земле им уготована вечная память.

←Аб культуры замовілі... цэлай праграмай. Для беларусаў свету ў краіне арганізуюць свята мастацтваў, а пры айчынных установах культуры створаць апякунскія саветы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика