ТА САМАЯ ДУНЕЧКА

Источник материала:  
ТА САМАЯ ДУНЕЧКА

Специальной премии Президента Республики Беларусь кинорежиссер Александр Ефремов удостоен за конкретный фильм. Но, как говорится, все остальное зрители держат в уме и понимают, что предыдущие работы Мастера были необходимыми и незаменимыми ступенями к вершине славы. В том числе и любимая зрителями картина «Дунечка», сценарий к которой написан Светланой Шафранской.
До этого фамилия Светланы Александровны часто значилась в титрах телевизионных передач. Но «человека за кадром» близко знали только коллеги. И знали как исключительно доброжелательную, общительную, но и обидчивую молодую особу… Корреспондент «7 дней» через много лет заново открывает характер своей знакомой.
— Светлана, как вам удается сохранить такую женственность в нашей суровой жизни?
— Женственность для меня выражается только в материнстве. Если у женщины много детей и она им любящая, нежная мать, это женственно. А названные вами мои черты считаю недостатками характера. Ведь я никогда не могла постоять за себя. Обижалась и обижаюсь на малейшее неосторожное, может, без злого умысла сказанное слово, переживаю все, даже незначительные ссоры, размолвки. С таким характером тяжело жить. Только плакать легко, чуть что — я в слезы. В школьные годы убегала в парк Челюскинцев, плакала там, бродила одна, шишки собирала. Я очень люблю этот уголок Минска.
— После выхода вашего фильма «Дунечка» многие утверждали, что и вас звали Дуней…
— Да. Так и было. Меня назвали Евдокией в честь бабушки, матери отца. И мне нравилось. А потом услышала дразнилку «Дунька с батонами», «Дунька с завода» и перед школой воспротивилась, потребовала другого имени. Родители пошли навстречу, понимали, что дети беспощадны, могут задразнить. А так как у меня в детстве были очень светлые волосы и даже белые брови, то имя заменили на Светлану. Потом потемнела и стала похожа на бабушку Евдокию, так что недаром была так названа.
— Ваш отец был прекрасным художником-гримером. Вы росли при театре, работали режиссером на телевидении и, наконец, стали сценаристом кино. Что из этих профессий наиболее привлекательно для вас?
— На первом месте, конечно, сценарии. Меня всегда тянуло к литературному труду. Еще в школе писала стихи, пробовала себя в прозе. Но меня перепрограммировал один случай. Валерий Раевский, тогда еще относительно молодой режиссер, возвратился из Москвы, он стажировался там. И по возвращении начал репетировать спектакль «Что тот солдат, что этот». Я сидела в уголке зала, сжавшись в комочек, и следила за процессом. И душа моя разрывалась от восторга, удивления, восхищения. Потому что видела, как известные мне люди — актеры — становятся другими! Я не узнавала хорошо знакомую Зинаиду Ивановну Броварскую: она уже не была собой, она была героиней пьесы. Меня так захватил этот процесс рождения нового…
— Может, вы просто попали под обаяние Раевского?
— Он был на репетициях требователен и даже суров. Вряд ли эти качества понравились мне, такой пугливой. Наверное, все-таки покорил сам процесс режиссуры, которая стала первой моей профессией. Я и теперь, когда смотрю телевидение, часто страдаю от отсутствия ее, иногда кричать хочется. А актрисой не мечтала быть никогда. Хотя в детстве и в спектаклях участвовала, и в кино снималась. Но это меня не влекло, абсолютно.
— На съемках фильма главенствует режиссер. Вы не пытались вмешаться со своим авторским и режиссерским видением материала на съемках «Дунечки»?
— Боже упаси! Во время написания режиссерского сценария Александр Васильевич Ефремов выслушивал меня, даже мог и принять какое-то предложение, но на съемках режиссер — единственный командир. Однажды я робко попросила крупный план сделать, ну и была послана в надлежащее место. Этим местом оказался кустарник — мы снимали на Минском море — где я вволю поплакала, как и полагается беспомощной женщине.
— Как вы и ваши коллеги встретили весть о награждении Александра Васильевича?
— К фильмам — официальным объектам награждения — отношение может быть разное, но мы все прекрасно понимаем, что оценен вклад Александра Васильевича в белорусское кино в целом. И радуемся за него.

Екатерина ЦИРКУН
←Картины Хруцкого вернулись в Национальный художественный музей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика