Дед Талаш выходит из «Дрыгвы»
Узнают ли зрители легендарного партизана в новом белорусском фильме?
Автором идеи создания фильма о легендарном белорусском партизане Василии Талаше стали не Министерство культуры, не киностудия «Беларусьфильм» и даже не режиссер-постановщик будущего фильма (он же сценарист) Сергей Шульга. Перенести на экран повесть классика белорусской литературы Якуба Коласа «Дрыгва» предложил народный артист Республики Беларусь Геннадий Гарбук.
Режиссер и актер знакомы давно. Первая их встреча состоялась почти три десятка лет назад. Гарбук сыграл одну из главных ролей в дипломной картине (тогда еще студента ВГИКа) Шульги. В 2008 году Сергей Николаевич по предложению «Белвидеоцентра» снял фильм-портрет о творчестве Геннадия Михайловича. Тогда режиссер и герой будущего фильма в течение месяца ездили по Беларуси. Побывали на родине мастера — в Ушачах, в Витебском театре имени Якуба Коласа, на подмостках которого начинал свой творческий путь молодой актер, посетили дом-музей Василя Быкова в деревне Бычки (роль Петрака в фильме «Знак беды» принесла Гарбуку всенародную известность и любовь). Чуть позже, случайно встретившись на киностудии с Шульгой, Гарбук признался, что мечтает о роли Талаша. Он предложил младшему товарищу перечитать повесть Якуба Коласа «Дрыгва» и попробовать превратить ее в киносценарий.
Режиссер за ночь «проглотил» повесть и… понял, что сегодня она не будет иметь того резонанса, который был в 1934 году. О своих сомнениях режиссер сказал актеру… Гарбук призадумался, но сдаваться и не подумал… «Повесть устарела — ладно… А дед Талаш? Где ты еще найдешь такой образ? В нем суть белорусского человека — гордого, свободолюбивого, тонкого», — убеждал он Шульгу. Режиссер не мог не согласиться.
Примечательно, что за свою творческую жизнь Сергей Шульга неоднократно соприкасался с творчеством Якуба Коласа. Одна из самых ярких страниц – это роль Сымона-музыки, которую (еще будучи актером) он сыграл в Витебском драматическом театре. Именно благодаря ей он и познакомился с сыновьями Коласа. Готовясь к написанию сценария, Сергей Николаевич встретился с младшим — Михасем Константиновичем Мицкевичем.
Как ни странно, но тот не очень обрадовался идее экранизации повести «Дрыгва». Причина? «Отец сам не сильно жаловал эту повесть, — сказал Михаил Константинович, — может, потому, что писал ее по записям начальника геологической экспедиции вернувшегося с Полесья, которые тот в свою очередь сделал со слов местного жителя Василия Талаша (не всяким рассказам можно верить). Может, потому, что многие герои повести и события — художественный вымысел? Ведь отец в те времена не был да и не мог быть на Полесье. Туда и геологи-то с трудом добирались…»
И опять у режиссера возникли сомнения: а стоит ли?
Но Гарбук был неумолим. Шульга взялся за ручку. Через шесть месяцев литературный сценарий был готов. Главный герой будущего фильма – образ собирательный.
— Мой Талаш – уважаемый на Полесье человек, гордый и свободолюбивый, — уточняет Сергей Шульга, — и на борьбу с польскими оккупантами идет не потому, что у него отняли стожок сена (как в повести), а потому, что прилюдно было втоптано в грязь его человеческое достоинство.
Автор сценария придал современное звучание политическим отношениям между героями своего будущего фильма — бойцами Красной армии и полешуками, польскими легионерами и местными жителями, шляхтой и простыми крестьянами. Образы, которые в повести обозначены пунктирно, в сценарии приобрели свою историю, свою жизнь. Сюжет сложный и порой запутанный. В нем параллельно развивается несколько линий. Ну и какой же фильм без любовных страстей!
— Надеюсь, что зритель, — говорит режиссер Сергей Шульга, — не без интереса будет следить не только за событиями Гражданской войны, но и за взаимоотношениями молодых героев фильма —Авгиньи, Мартына и Степана, Максима и Алены, Макара и Галины.
Единственное, о чем сожалеет автор сценария и режиссер-постановщик Сергей Шульга, что из-за недостатка финансовых средств пришлось отказаться от многих интересных эпизодов. Например, на бумаге «остались» приезд в Минск Юзефа Пилсудского и его встреча с жителями столицы, символический бой между волком и кабаном. Да и сами бои между польскими легионерами и партизанами отряда деда Талаша будут выглядеть не так, как хотелось бы…
— Надеюсь, что эти «издержки» компенсируются прекрасной актерской игрой, — с некоторой грустью говорит режиссер.
Именно на актеров он и возлагает основные надежды. Хотя многие коллеги упрекают Шульгу в том, что отказался от громких имен, так называемых медийных московских актеров — дескать, так привлечь внимание зрителя легче и продать картину проще. Но Сергей Николаевич принципиально пригласил на съемки фильма лишь белорусских актеров. У него на сей счет своя жесткая позиция:
— Я знаю потенциал наших актеров, — говорит он, — со многими учился в театральном институте, играл на сцене, снимал в своих фильмах. Главная их проблема — малый опыт работы в кино. Это и понятно, ведь сегодня большинство наших молодых режиссеров на главные роли приглашают раскрученных российских актеров. Что же касается таланта, то многим московским звездам наши белорусские артисты дадут фору. И ведь что интересно, эти самые звезды не спасают картину. Это первое. Второе. Раскрученный середнячок просит за свою работу в три раза больше, чем наш народный артист, и при этом выставляет такие условия, от которых администрацию картины оторопь берет. Ну где им взять номер класса люкс в деревне Козловичи?.. При этом перед ними все должны ходить на задних лапках.
Сергей Николаевич может часами осыпать комплиментами своих любимых актеров. Восхищаться игрой «стариков»: Гарбука, Овсянникова, Милованова, Ткаченка, Зубковой, Розанцевой.
Нахваливать молодых: Боброву, Паршина, Харланчука, Кравченко, Сенькина, Кривецкого… Он, конечно же, мечтает, что его фильм увидят не только в Беларуси. Но как оно будет? Поживем – увидим. Ждать осталось недолго. Съемки заканчиваются в феврале. Премьера запланирована на май.
На снимке: кадр из фильма «Талаш».