Шедевр из Лопухов
Шедевр из Лопухов
Если Гумилев был прав и теория пассионарности — реальность, а не плод фантазии философа, то последний раз вспышка творческой активности уроженцев копыльского края была отмечена несколько поколений назад. Тогда отсюда вышли знаковые фигуры для всей страны: Тишка Гартный, Кузьма Чорный, Адам Русак (это на его слова сложена песня «Бывайце здаровы, жывiце багата!»), а затем, после войны, Алесь Адамович да еще 10 Героев Советского Союза и конструктор Михаил Высоцкий — Герой Беларуси. Увы, славное прошлое большей частью — в руинах, поросших бурьяном, едва заметных на поверхности. Но при ближайшем рассмотрении на горизонте уже видится другая эпоха в жизни провинции...
Заброшенный ковчег
«Редкопосещаемым» признают эксперты Копыльский район. Елена Брок, замначальника управления физкультуры, спорта и туризма Миноблисполкома, видит проблему в нехватке тех самых пассионариев: «Главное — это ведь люди. Если они зашевелятся, то здесь вновь затеплится жизнь. Кстати, та же ситуация и в соседних Узденском и Клецком районах. Спортивная база хорошая, а культурно–туристическая оставляет желать лучшего. Хотя по соседству, вокруг Несвижа, строится не один агротуристический комплекс. Есть с кого брать пример». Было бы кому — в том–то и дело.
На Копыльщине осталось не так уж много точек, где культурная жизнь продолжается непрерывно — «ад прадзедаў спакон вякоў»: это Семежево, где сохраняется уникальный обряд «Колядные цари», агрогородок Тимковичи — родная сторона Кузьмы Чорного. Наверное, и все на том.
Хотя взять Тимковичи — здесь есть о чем призадуматься. До 80–х годов деревню украшал деревянный костел. Не просто храм, а расписанный изнутри народными мастерами ковчег — хранилище произведений искусства. Сюда даже организовывали экспедицию ученые из Академии наук — настолько удивительное это место. Но из–за неисправности электропроводки ковчег сгорел, так и не переплыв из прошлого в наш век.
Что меня больше всего удивило, так это безразличие местного населения к погибшей святыне. Каменный фундамент–то остался, крепки своды подземелий. То есть не все погибло. Но в подвал проникли хулиганы, забросали старинный склеп бутылками, а снаружи свято место поросло кустарником. Некому его выкорчевать. В живой и перспективной деревне!..
Хотя когда–то, поведала Валентина Шуракова, директор Копыльского районного краеведческого музея, сюда заглядывали сами Лариса Александровская и Леонид Утесов. Вот были времена!
Эпоха возрождения
Дореволюционная Копыльщина была вотчиной Войниловичей. Один из них — Эдвард — известен каждому, кто переступал порог минского костела Святых Симеона и Елены. Это здание Войнилович построил в честь своих умерших детей. Однако кто из вас знает, что деньги на сооружение храма несчастный отец получил от продажи одного из своих имений — Лопухов?
Ныне — это деревня Дунаево, названная в честь воевавшего здесь в годы войны партизана Дунаева. От Лопухов уцелел лишь амбар — из крепкого дерева, с массивными каменными колоннами. На фасаде установлена табличка, гласящая, что это «гiсторыка–культурная каштоўнасць». К сараю подсказывает дорогу указатель, поставленный на бывшей усадебной аллее волонтерами — участниками экологических и культурологических летних лагерей, которые проводит объединение «Образование без границ». Директор просветительного общества Галина Веремейчик купила в Дунаево дом и собирается открыть здесь агроусадьбу, чтобы с нее начать возрождение уже собственно Лопухов.
А власти Копыльского района, поддержав инициативу, надеются, что в будущем найдутся инвесторы, которые восстановят другие поместья, связанные с Войниловичем. Именно имя этого деятеля станет отправной точкой для создания туристического маршрута по региону.
Все закономерно. Хозяйственник Войнилович в отличие от писателей Гартного или Чорного не только оставил после себя проникновенные строки о родных местах на Копыльщине, но и многое сделал для развития края. В деревне Савичи до сих пор старожилы передают из уст в уста легенду, как пан после большого пожара каждой семье выдал дерево для строительства новых хат и вдобавок — по корове.
...Проехав по Савичам, я заметил, что большая часть хат стоит в лучшем случае с заколоченными окнами, а в худшем — от них остались лишь печи. Умирающее село. А от родового имения Войниловичей сохранилась и вовсе одна постройка — спиртзавод. Среди чистого поля и без крыши.
Неблагодарные потомки еще до войны разграбили семейный мемориал бывших владельцев Савичей. Тогда были сброшены с постаментов памятники в честь похороненных здесь Симеона и Елены — детей Эдварда, тех, о которых теперь напоминает лишь минский костел. В Савичах вандалы не пожалели даже гробов с телами мальчика и девочки, умерших от неизлечимой в начале прошлого века болезни — острой формы гриппа...
Ровно 100 лет назад Войнилович закончил строительство минского храма–памятника в честь своих детей. Теперь настоятель костела Владислав Завальнюк вместе с Галиной Веремейчик и копыльскими властями обдумывают: как от столичного культурного очага передать часть тепла в Савичи и Лопухи–Дунаево.
— Мы рассудили так: сюда нужно чаще организовывать приезд волонтеров, — следующим летом ксендз готов подключиться к инициативе по восстановлению исторических центров сел. — Возможно, эта идея привлечет многих прихожан костела. Чем больше нас будет, тем больше мы сделаем. Ведь до сих пор нет достойного памятника на могиле Симеона и Елены. Я вижу смысл и в организации экскурсионного маршрута по Минску с продолжением в Копыльском районе — по местам Войниловича. Это заинтересовало бы и туристов.
Над маршрутом думают и в Миноблисполкоме. Очевидно, этот продукт не экспортный — не для гостей из–за рубежа, а в первую очередь для нас самих: чтобы помнили — о человеке, испытавшем огромную потерю, лишившемся продолжателей рода, но оставившем после себя нечто важное и вечное — шедевр в камне.
Копыльский район.
Автор публикации: Виктор АНДРЕЕВ
Фото: Виталий ГИЛЬ