Галерею «Ў» признали частично виновной
Столичной галерее современного искусства «Ў» исполнился год. Руководству показалось мало отпраздновать день рождения открытием очередной выставки, и они организовали над галереей общественный суд!
Судьей был бард и шоумен Виктор Шалкевич. Публика только ахала — какой колорит, какое знание стилистики белорусского суда! Шалкевич объяснил сразу, что решение примут присяжные, но парадом командует он. Ему внимали и обвинители — культуролог Максим Жбанков, фотограф и культуролог Дмитрий Король, и защитники — философ и культуролог Ольга Шпараго, специалист по рекламе и маркетингу, куратор культурных проектов Илья Прохоров.
От белорусского суда шоу отличало только присутствие в зале присяжных. Они как раз и признали галерею частично виновной и в качестве наказания определили исправительные работы в течение ближайших пяти лет. Эти работы связаны с поиском образцов современного искусства и демонстрацией их столичной публике.
В чем же состояли обвинения?
Среди них были следующие: в реализованных галереей проектах нет современного искусства, они не актуальны и не современны; галерея занимается тем, что никому не нужно.
Максим Жбанков нарисовал схему галереи и объяснил, что народ приходит сюда либо в кафе, либо в книжный магазин, которые находятся на его территории. Люди не приходят в галерею за современным искусством, считает он.
Искусствовед Ирина Соломатина возразила — во всем мире центры современно искусства начинались с кафе, с площадок, где есть возможности для коммуникации.
Блогер Евгений Липкович заметил, что это, вообще-то, хорошо, если люди приходят туда, где есть концентрация искусства. Но причины визитов в заведения культуры бывают разные.
«В Национальном художественном музее в выходные дни — аншлаг, — отметил он. — Туда приезжают свадебные кортежи на лимузинах. Заметьте — не за высоким искусством, а чтобы всего лишь сделать фото в музее».
За последний год в галерее «Ў» прошло 19 выставок.
«Мы исходим из того, что современное или актуальное искусство — это институт, который отличается от института классического искусства, прежде всего, открытостью. Современное искусство — это не то, что висит на стене, это то, что происходит в галерее», — отметила Ольга Шпарага.
Пока серьезного вида люди спорили о формах современного искусства, жизнь как бы сама собой добавляла в их диалоги свежих красок. Например, в галерею «случайно» забрел человек, желавший сдать стеклотару и очень возмущавшийся, что не может этого сделать. А зашел он в галерею потому, что здесь ранее был пункт сдачи стеклотары.
Фоторепортаж с суда над галереей «Ў»
Еще один мужчинка действительно случайно оказался в галерее с бутылкой подозрительного напитка. Погрелся, выпил, выкрикнул пару реплик и был удален из зала суда за неуважение к нему.
И такое в галере «Ў», в принципе, в порядке вещей, так как вход в заведение свободный, а работает оно с 10 до 22.
И все-таки, зачем суд был нужен самой галерее?
«Нам очень хотелось конструктивной публичной дискуссии о необходимости для города такого учреждения культуры. Кроме того, нас интересовал вопрос, отражают ли наши проекты состояние современного искусства и представлено ли оно вообще в нашей галерее», — отметила арт-директор «Ў» Анна Чистосердова.
Понятно, что этот вопрос вообще не может иметь однозначного ответа. Тем не менее, Чистосердова говорит, что галерейщики услышали то, что хотели услышать: «Все те, кто занимается презентацией современного искусства, должны повышать уровень своего профессионализма, а почти все художники — участники наших проектов — являются востребованными и современными».
Елена СПАСЮК