Фальшь в золоченой рамке
Фальшь в золоченой рамке
Если раньше ценные предметы искусства воровали, то сейчас все больше подделывают... |
Недавно в Италии конфисковали более 500 поддельных работ известных художников — Анри Матисса, Рене Магритта, Джорджо Де Кирико, Ренато Гуттузо, Умберто Боччони, Франко Джентилини... Картины, рисунки, графику и хромолитографии обнаружили в домах торговцев искусством: все это было куплено на интернет–аукционах. Владельцы рассчитывали перепродать приобретенные предметы втридорога. Эксперты сошлись во мнении, что все фальшивки выполнены настолько качественно, что их очень трудно отличить от оригинала.
Если раньше ценные предметы искусства воровали, то сейчас все больше подделывают. Да так, словно несколько сот лет назад кистью по полотну водила рука настоящего мастера. Этот бизнес оказывается более прибыльным и менее опасным, чем кражи. К примеру, в России ежегодно совершается около тысячи преступлений, связанных с оборотом культурных ценностей. В российском законодательстве нет статьи за подделку предметов искусства. Копировать можно. Продажа такого товара под видом подлинников, разумеется, запрещена и квалифицируется как мошенничество. Однако привлечь злоумышленников к ответственности непросто. Как доказать, что продавец убеждал покупателя заплатить за полотно сотни тысяч долларов, потому что это «не очень похоже на Клода Моне», а «самый настоящий Клод Моне»? У нас в стране подделкой тоже занимаются, но случаи, когда копия попадает в руки коллекционеров под видом оригинала, достаточно редки.
— Думаю, каждый из нас хотя бы раз да покупал подделку, — полагает художник и коллекционер Александр Гришкевич. — В странах, где есть рынок искусства, а работы — на вес золота, конечно, подделок больше. Многое зависит от популярности автора: обычно коллекции обязательно хотят пополнить картинами известных художников, к примеру, Шишкина. Поэтому работы и копируют, а потом продают под видом оригинала. Наши живописцы такой популярностью не пользуются. Даже если их работы легко подделать, никто этим не занимается. Ведь продавать потом некому!
Получается, что индустрия «фальшака» существует там, где умеют, во–первых, качественно подделывать, а во–вторых, есть спрос на работы. Вспомнить хотя бы громкое дело владельцев галереи «Русская коллекция» супругов Преображенских. Они продали десятки поддельных картин художника–передвижника Александра Киселева, при этом ручались, что каждое полотно — оригинал: все картины сопровождались экспертизой авторитетного Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени Грабаря. У нас таких крупных аферистов нет, но...
— Многие ловкачи пытаются поставить на картину подпись более известного художника, который не является автором, чтобы более выгодно ее продать, — не раз сталкивалась с подобным искусствовед директор галереи «ЛаСандр Арт» Лариса Бортник. — И к нам такие работы иногда приносят, но я здесь для того и нахожусь, чтобы фильтровать настоящее и поддельное. Всех наших художников, которые писали в 50 — 60–х, знаю лично. Видела их этюды, пейзажи в мастерских, запросто могу отличить одного автора от другого, даже если они писали в схожей манере. Как–то организовывала выставку работ художника Виталия Цвирко. Его полотна были не подписаны, и он попросил сделать это меня. Спустя много лет мне в руки попала одна из картин Цвирко, коллекционеры просили уточнить подлинность. Посмотрела: моей подписи на обратной стороне холста нет, да и такой работы не припомнила. Точно не Цвирко.
Чтобы обезопасить себя от подделки, коллекционеры обращаются к искусствоведам и экспертам. Но, к примеру, в Национальном художественном музее на экспертизу возьмут не всякое полотно.
— Только тех авторов, чьи работы уже есть в экспозиции музея, чтобы можно было сравнить, — рассказывает ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства Национального художественного музея Светлана Прокопьева. — Существует много критериев оценки: изучаются техника, почерк художника, построение композиции. Если понимаем, что при написании обеих картин кисть держал один и тот же художник, выдается сертификат, подтверждающий авторство. Что касается неизвестных работ, то мы можем только определить время написания. Как–то принесли картину из частной коллекции, утверждали, что XVII век, после экспертизы оказалось — XIX.
В искусстве, как в рекламе. Пока существует брэнд, товар будет покупаться. Есть и мода. Например, один коллекционер купил работу художника Ивана Стасевича — и сразу захотели другие. А спустя некоторое время в галереях появляются полотна за подписью этого автора. Но его ли картины на самом деле? Порой работы, которые были когда–то украдены из мастерских или купленые с рук за копейки, похожие по технике исполнения на картины какого–нибудь художника, подписываются его фамилией и продаются. Однако доказать, что автор — другой человек, можно. Как, впрочем, и то, что полотно не оригинальное.
— У нас вообще не умеют копировать, — уверен художник Игорь Бархатков. — В России да, работают профессионалы. Порой не отличишь фальшивку. Поэтому, к сожалению, и копии зачастую продаются как подлинники и попадают в частные коллекции, музейные фонды. У нас же есть такие «бегунки», мелкие торговцы живописью: купил картину за банку меда, а сам потом пытается в салоне выставить подороже. Но на этом особо не заработаешь — деньги смешные, потому что наше искусство в принципе дешево стоит. Хотя одно из самых сильных в мире...
Если подделки — для нас явление достаточно редкое, то кражи предметов искусства то и дело мелькают в сводках. Чаще всего воры прихватывают их заодно со сбережениями и бытовой техникой. Но бывает, что за ценным «товаром» отправляются целенаправленно. К примеру, в марте этого года сотрудники Заводского РУВД Минска задержали похитителя антикварного оружия. 25–летний минчанин позарился на австрийскую шашку, которая более двадцати лет хранилась в музее гимназии № 14. Молодой человек пришел якобы на школьное мероприятие, под шумок снял шашку со стенда, спрятал ее под одеждой и был таков. Сотрудники РУВД утверждают, что покупатель уже имелся, ведь украсть клинок злоумышленник пытался и до этого. Правда, в первый раз сработала сигнализация и унести оружие не удалось.
В начале августа обворовали одну из квартир во Фрунзенском районе Минска. Вместе с похищенными деньгами и техникой унесли 4 серебряные монеты времен царской России. Судя по всему, вор, которого пока не задержали, рассчитывал продать монеты коллекционерам. На днях в поезде Полоцк — Симферополь таможенники обнаружили более двухсот дореволюционных открыток и фотографий. Кто переправлял их в Украину, неизвестно. Но, скорее всего, товар перевозили для продажи. А 30 августа в кафе на Партизанском проспекте задержали минчанина, который снял прямо со стены картину стоимостью 120 тысяч рублей и пытался ее унести. То ли был ценителем искусства, то ли просто захотел подзаработать на живописи... Полотно пришлось вернуть, а злоумышленника теперь ждет наказание.
Автор публикации: Инна КАБЫШЕВА
Фото: РЕЙТЕР