Спор за подмостки
Спор за подмостки
Как–то так вышло, что в лихие 90–е, когда театральная география нашей страны резко расширилась — появились новые театры в Молодечно, Мозыре, Слониме, — Полоцк остался вне этого процесса. Хотя стартовые возможности у него были никак не хуже, чем в Молодечно, Слониме, Мозыре или в Пинске, опередившем Полоцк два года назад (там была студия, послужившая основанием создания профессионального театра).
В середине 70–х годов там появились Валентин Петрович и Валентина Петровна Нагорные. В свое время они окончили Белорусский театрально–художественный институт, посещали занятия у таких знаковых для нашего искусства специалистов как Б.Вишкарев, В.Редлих, А.Бутаков, Я.Громов, А. Шагидевич... В 1973 году супругов распределили в Молодечно, и они первым делом принялись за создание театра при мебельной фабрике. А в 75–м, уже в Полоцке, продолжили свою деятельность при Дворце культуры завода «Стекловолокно»: Валентин Петрович возглавил театр «Пилигрим», а Валентина Петровна организовала детский студийный театр «Гармония». Лучшие воспитанники детского театра, естественно, перебирались в «Пилигрим». Эта система взаимодействия, о которой могут только мечтать настоящие театралы, действовала в течение почти 30 лет. Причем настолько успешно, что и у актеров (трудно назвать «Пилигрим» самодеятельным коллективом), и у тамошней театральной общественности тяга к театру не только не угасла, но и возросла.
Дополнительным свидетельством состоятельности этого проекта, тянувшегося, по сути, десятилетиями, могут служить имена известных людей в области театра и кино, так или иначе связанных с Полоцким народным театром. Среди них — знаменитый режиссер Михаил Пташук, в свои студенческие годы осуществивший постановку в Полоцком народном театре, белорусский драматург и режиссер Николай Манохин, актеры театра и кино Светлана Соколова, Александр Беспалый, Инна Бочарова... В настоящую силу входит и последнее поколение, прошедшее еще школу детского театра–студии «Гармония»: Игорь Сигов, ведущий актер Республиканского театра белорусской драматургии, ныне успешно реализующий свой творческий потенциал еще и в кино, Наталья Родина, театральный режиссер, удачно поставившая свои первые спектакли в Минске и Гродно...
Тем временем на сцене Полоцкого городского Дворца культуры обосновался филиал Национального академического театра им. Якуба Коласа. Ныне, когда эксперименту исполнилось 5 лет, самое время подвести итоги. В целом они неутешительны... Конечно, можно найти множество причин, и организационных и творческих, почему так получилось. Но определяющей видится одна: не может город, имеющий достаточно устойчивую собственную культурную среду, «живиться» чужим (каким бы хорошим он ни был) источником духовности. Ведь площадка сама по себе никогда не гарантировала создание театра. В конце концов, на сцене Полоцкого дворца культуры могли выступать и актеры театра им. Я.Купалы, и МХАТа, и любого другого прославленного коллектива. Но это все равно не Полоцкий театр!
Замечательно, что руководство Полоцка осознало этот факт в полной мере. Мэр города Владимир Степанович Точило всей душой поддерживает появление профессионального театра в старейшем городе Беларуси. И сейчас Полоцкий горисполком уточняет с Витебским облисполкомом материальные основания для существования будущей профессиональной сцены: наличие жилплощади для ее творцов, количество штатных единиц и прочее... Однако до последнего времени нет ясности, кто может возглавить новый профессиональный коллектив. В главные режиссеры «сватают» народного артиста из Витебска, местного руководителя, молодого режиссера из Минска... И за каждым претендентом стоят административные и творческие силы, до сих пор не пришедшие к согласию...
Но пора бы осознать и то, что наша древнейшая столица должна и ныне, в начале XXI столетия, стать подлинным центром культуры.
Вадим САЛЕЕВ, доктор философских наук, заслуженный деятель культуры.
Фото Юрия ИВАНОВА.