Секреты ангелов–хранителей
Секреты ангелов–хранителей
Во дворце князя Потемкина в Кричеве сегодня разместился районный исторический музей. Каждый зал отражает быт прошедших эпох — старинная мебель, рояль, гобелены. Редчайшие книги, иконы. И уже современный паркет, выполненный под старину; репродукции полотен известнейших художников — на подлинники у музея, увы, не хватает средств.
А на втором этаже взгляд любого посетителя сразу «цепляет» нетрадиционный для Могилевщины экспонат — рельеф по дереву с изображением путти, ангелочка. В свое время в католических храмах широко использовали скульптуру. Трогательное личико, широко открытые глаза невинного младенца, золоченая роспись — на фигурку можно любоваться часами. Зайдешь справа — кажется, что путти смотрит на тебя, посмотришь слева — тот же эффект.
— Действительно, достаточно редкий для Могилевщины экспонат, — вздыхает научный сотрудник Кричевского исторического музей Наталья Морозова, — посетители всегда останавливаются около него, задают массу вопросов, хотят больше узнать о нем. Жаль, что мы немногое можем об ангеле рассказать, ведь сами получили его во временное хранение от Могилевского краеведческого музея, пока не заполнили собственный экспозиционный фонд.
Музейные работники не скрывают — очень много редчайших экспонатов в Беларуси словно не имеют истории, сведения о них весьма скудны. Очевидно, что подлинные шедевры, у профессионалов на это чутье. И все равно словно пришли ниоткуда. Выкуплены из частных коллекций или переданы неравнодушными людьми. Сколько предметов старины из нашей страны еще пытаются вывезти!
Так и этот ангелок — никто точно не может ответить на вопрос, кто из древних мастеров автор божественной фигурки. Где умелец родился — на территории Беларуси или был приглашен из–за границы? Явно это был профессионал высочайшего класса. Вообще–то такое убранство храмов было больше характерно для Западной Европы. Очевидно, что это середина XVIII века, ярко выраженное барокко. Но ведь и на территории Могилевщины в свое время было немало костелов.
Сразу после Великой Отечественной войны кто–то нашел «склад ненужных вещей» в костеле Станислава в Могилеве — скульптуры, иконы. Наверное, они пролежали там достаточно долго, покинутые, забытые. Вряд ли тот, кто бездушной рукой складывал их в угол, представлял себе подлинную цену этих шедевров. Так и ждали они своего часа — в холоде, сырости, запустении. Сегодня уже никто не помнит имя неравнодушного человека, сохранившего «клад» для потомков, вернувшего шедевры в музей. Любой могилевчанин средних лет и старше расскажет, что долгие годы костел Станислава был просто заброшенным зданием, затем городским архивом. Именно отсюда в свое время были безвозвратно утеряны знаменитый орган, один из лучших в Европе, и старинные фрески. А вот ангелок сохранился!
— К сожалению, при социализме отношение к предметам старины было более чем прохладным, — с горечью констатирует заведующая филиалом Могилевского областного краеведческого музея имени Романова Светлана Рыбакова. — Ни для кого не секрет, что в те годы утратили мы больше, чем сохранили. А экспонаты, которым «повезло», часто словно не имеют истории, биографии.
Конечно, фигурка путти была найдена не в том виде, в каком представлена посетителям сегодня. Она была совершенно в неэкспозиционном состоянии, прошла реставрацию. Зато теперь украшает бывший Потемкинский дворец, а со временем вернется в Могилев. Возможно, когда–нибудь ангелочка передадут на время еще в какой–нибудь районный музей, чтобы привлечь больше посетителей, в том числе иностранцев.
Для Могилевщины изображения путти большая редкость. Ни в одном райцентре в музейных коллекциях таких больше не сыщешь. А то, что экспонат окружен тайнами, не только не умаляет его значения, но, напротив, привлекает к нему внимание. Ведь, как известно, ко всему загадочному как магнитом тянет. Для примера: в прошлое воскресенье Кричевский исторический музей посетило 35 человек, и никто не остался равнодушным к трогательной фигурке.
Фото автора.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА