Выпускник едет туда, где его не ждут?
На начало этого года в сельхозпредприятиях республики оставались вакантными более 3,4 тысячи должностей руководящих работников различных уровней. Кто их займет?
В свое время в Белорусском аграрном техническом университете решили провести эксперимент по подготовке руководителей хозяйств. Из числа студентов-отличников отобрали несколько человек и заранее начали готовить их на эти должности. После учебы пять молодых специалистов направили в Логойский район, где им были предложены соответствующие должности.
Хозяйства, по понятным починам, достались им не самые лучшие. Однако материальная и моральная поддержка молодых руководителей, желание проявить себя на предложенной должности и оправдать оказанное доверие бесследно не пропали: в трех сельхозпредприятиях вскоре улучшились производственные показатели. В двух остальных остались на прежнем уровне.
Теперь эти хозяйства возглавляют уже другие специалисты. Двое из тех пяти, как отмечалось на недавнем совещании в Минсельхозпрпорде при обсуждении качества подготовки и закрепляемости специалистов на селе, работают уже в белорусской столице. Где еще трое -- никто точно сказать не смог. Не отслеживали их судьбу и в университете.
Сегодня в отрасли острый дефицит зоотехников, ветврачей, агрономов, строителей. На некоторые специальности в учебных заведениях конкурсов почти не бывает. В результате приходится брать того, кто изъявил желание. Отсюда и соответствующее отношение к работе.
На первое января этого года в Минской области, например, вакантными оставались более 1300 должностей руководящих работников и специалистов сельхозпредприятий, что составляет 7,5 процента штатного количества. Почти 7 процентов и 530 должностей -- на Могилевщине. В республике есть шесть хозяйств, которые возглавляют руководители с профессионально-техническим или средним образованием. Почти 36 процентов руководителей и руководящих работников различных уровней имеют высшее образование.
На начало года в республике не хватало 3,4 тысячи руководителей и специалистов. При этом каждый год высшие учебные заведения страны готовят для сельского хозяйства около семи тысяч специалистов различного профиля. Но примерно столько же и уходит. Как можно удовлетворить потребности отрасли, если в прошлом году из сельхозпредприятий столичной области, например, выбыли более двух тысяч специалистов и руководителей, в том числе 208 -- в Минском районе, свыше ста -- в Копыльском, Борисовском и Смолевичском, 930 -- в Могилевской области, почти 900 -- в Гродненской, 1130 -- в Гомельской.
Проблема дефицита кадров стоит довольно остро. Она волнует сегодня руководителей различных уровней. Эту тему неоднократно поднимала «Белорусская нива». Вот реакция на одну из публикаций председателя Сенненского райисполкома Эдуарда Герасименко.
«С большим интересом ознакомился с Вашей (В. Гусакова -- А. Ц.) статьей «Кому работать в деревне», напечатанной 5 января этого года. Выражаю признательность за предложенные Вами методы решения данного вопроса, с которыми я полностью согласен. Ведь кадровая проблема в агропромышленном комплексе продолжает оставаться одной из самых острых, особенно закрепления молодых специалистов, кадров управленческого звена.
Так, закрепляемость молодых специалистов, прибывших на работу в наш район в 2005--2009 годах, составила 38 процентов, это в основном уроженцы Сенненщины. Обеспеченность кадрами сельскохозяйственного производства -- 91 процент. Уровень образования руководителей и специалистов сельхозпредприятий следующий: высшее образование имеют 33 процента, среднее специальное -- 56, практики составляют 11 процентов.
Анализ работы в сельскохозяйственном районе, где большинство «слабых» хозяйств, показывает, что нужны и другие подходы, предлагаемые автором статьи. В частности, необходимо предусмотреть механизм возврата потраченных государственных средств, если молодой специалист не желает добросовестно трудиться: в «слабых» хозяйствах временно доплаты к заработной плате молодым специалистам должны производиться за счет средств бюджета, начиная с первого года их работы». (Кстати, в минувшем году на доплату молодым специалистам в стране был выделен не один миллиард рублей, но запланированную сумму сельхозпредприятия так и не использовали -- А. Ц.)
«В целях максимальной заинтересованности, -- продолжает руководитель райисполкома, -- наряду с достойной зарплатой и благоустроенным жильем необходимо предусмотреть возможность выделения молодым специалистам служебного автотранспорта; молодые специалисты должны видеть перспективу управленческого роста; при их распределении необходимо учитывать пожелания, где бы они хотели работать (область, район, сельхозпредприятие). А то порой получается так: при плановом распределении в вузах студент едет в другую местность, а не в свое родное сельхозпредприятие, где его ждут и где он сам изъявляет желание работать».
Эти предложения председателя райисполкома, да и многие другие, были озвучены на том самом совещании в Минсельхозпроде и приняты к изучению.
Сегодня не хватает механизаторов, животноводов, специалистов среднего звена. На весенние полевые работы, например, по традиции придется приглашать работников промышленных предприятий. По расчетам Минсельхозпрода, сделанным накануне весенних полевых работ, обеспеченность механизаторскими кадрами в республике составляла 88 процентов. Чтобы довести ее до ста процентов, требовалось около 6,1 тысячи механизаторов. Так как в хозяйствах уже насчитывается около трех тысяч энергонасыщенных тракторов, на каждом из них будут работать по два механизатора, причем не лишь бы каких, а прошедших специальную подготовку. Поэтому придется приглашать со стороны около 2,1 тысячи человек, примерно столько же перераспределить в пределах своих хозяйств плюс выпускники профтехучилищ, комбинатов, практиканты учебных заведений, которых задействуют на вспомогательных работах.
Всем известный лозунг советских времен «Кадры решают все» в последнее время получил еще большую актуальность, особенно в агропромышленном комплексе. Но, к сожалению, выпускников, которых готовили для работы в сельском хозяйстве, порой можно встретить в самых различных отраслях, даже очень далеких от сельхозпроизводства.
Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»