Bo Promo прекращает свою деятельность в Минске
В канун празднования пятилетия своей бурной деятельности концертное агентство Bo Promo, курирующее известные белорусские альтернативные проекты и успешно продвигающее их на Запад и на Восток, а также устроившее минские выступления целому килограмму заграничных музыкантов, объявило о завершении своей концертной деятельности в нашей столице.
«Наши концерты не интересны минской публике, ― говорит директор концертного агентства Александр Богданов. ― Я пришел к такому выводу, исходя из ряда последних мероприятий, кстати, не только моих, но и других концертных агентств, других промоутеров, на которые приходит крайне небольшое количество зрителей. Случается даже, что музыкантов приходит больше, чем зрителей. Естественно, стало крайне не выгодно проводить такие концерты, учитывая, что спонсоров и меценатов, как правило, для них не отыскать».
Откровенничая с «Белорусскими новостями», Богданов отметил, что всегда стремился не переступать черту между идеей и коммерцией и привозить заграничных музыкантов не по принципу массовой популярности и возможности неплохо заработать, а доверяться в первую очередь своему музыкальному вкусу и предпочтениям коллег по агентству.
На сегодня агентство, помимо Богданова, составляют еще четыре его помощника, Bo Promo «опекает» 14 белорусских групп (среди которых ― «Серебряная Свадьба», «Кассиопея», Port Mone, CherryVata, RockerJocker и др.), которые агентство администрирует, освещает их деятельность в медиапространстве, обеспечивает заграничные концерты, туры и выступления на фестивалях. Этим интересным и «бескровным» делом Bo Promo будет заниматься и в будущем, а вот от организации выступлений своих и зарубежных команд в Минске агентство откажется.
Терпению суждено было лопнуть, когда пять концертов подряд, организованных Bo Promo за последнее время, потерпели полное фиаско: крайне мало зрителей посетили и выступление проекта Luk, и концерт известной днепропетровской группы «…И Друг Мой Грузовик», и выступление легендарной питерской группы «НОМ» в золотом ее составе, и концерт оркестра Markscheider Kunst, и жаркий клезмерский концерт «Наеховичей». Богданов поясняет, что, возможно, в российской столице выступления этих же коллективов привлекли бы не намного больше людей, но сами условия организации концертов в Беларуси и у наших ближайших соседей отличаются слишком сильно, и у нас организатор всегда в группе финансового риска.
«В Минске как таковых клубов нет вообще, ― говорит директор Bo Promo. ― У нас прямо феномен концертных площадок ― залов, рассчитанных под проведение дискотек, директоров которых нужно долго и упорно убеждать в том, что предлагаемый концерт действительно стоит этой площадки (обычно директоры не заинтересованы в проведении каких-либо мероприятий), после этого нужно арендовать помещение, привезти туда свет, звук, сделать большую рекламу, которая у нас стоит на порядок больше, чем такая же реклама в Москве, Киеве, Варшаве, Вильнюсе…
Везде есть устоявшаяся клубная культура, только не у нас. Клуб ― это место, где все время проходят мероприятия, в клубе есть арт-директор, которого интересует любой концерт, совпадающий с концепцией заведения. Он сам является промоутером, договаривается с группами, делает им рекламу. В клубе изначально есть сцена, аппарат, свет, звукорежиссер. И отношение к музыкантам другое. У нас оно примерно такое: «Опять приперлись, волосатые, сейчас будут греметь! Чтобы к десяти свернулись и свалили отсюда!», а в любом российском, украинском, европейском клубе музыканты ― главные люди. Ведь владелец клуба прекрасно понимает, что если бы тут не было музыкантов, тут было бы не 200, а 20 человек, и они выпили бы не 200, а 20 кружек пива. Поэтому музыкантов радушно встречают, кормят, дают хорошего звукорежиссера, делают им рекламу. Группа забирает 80-90% денег, вырученных за вход.
У нас, например, аренда на вечер одной из самых популярных концертных площадок стоит 800 долларов, аппарат туда поставить ― еще 500 долларов. Если билеты стоят по 10 долларов, только чтобы окупить клуб нужно собрать 130 зрителей. Если, к примеру, андеграундная группа в Москве собирает столько зрителей, у нее приличный гонорар, а у нас, учитывая аренду всего, а еще дорогу, рекламу, налоги, нужно собрать в три раза больше людей, чтобы музыкантам выплатить их обычное вознаграждение».
Что касается красочного «театрального» концерта «Серебряной Свадьбы» в большом зале Купаловского театра, то, по словам Богданова, за свое выступление перед ликующим залом, где яблоко боялось даже подумать о падении, музыканты получили тысяч по 40 рублей каждый ― это при том, что стоимость билетов колебалась от 10 до 80 тысяч. Ощущая собственную престижность, театр работает по 70-процентному принципу, перечисляя на счет агентства 30% от выручки. Уплатив налоги и обналичив сумму, агентство принимается расплачиваться за все ― аппарат, свет, звук, рекламу, декорации, костюмы. Если бы не спонсор, пожелавший остаться анонимным, музыканты, собравшие аншлаг, могли остаться без рубля.
Богданов считает, что в Минске примерно 1,5 тыс. человек регулярно посещают альтернативные концерты, но средний белорусский зритель стеснен финансово и может позволить себе посетить не больше двух концертов в месяц: 15 долларов за билет и примерно столько же на баре «для куражу» ― при наших зарплатах и стипендиях деньги немалые. Поэтому менять в первую очередь стоит политику заведений в отношении агентств и музыкантов.
Одним из самых успешных мероприятий Bo Promo в Минске Александр Богданов считает фестиваль «Можно!» в клубе «Реактор» ― с этим проектом агентство завязывать не собирается, и летом проведет в Беларуси очередное такое мероприятие, подробности которого пока остаются в секрете. Конечно же, «Можно!» продолжит выезжать в другие страны.
«Это альтернатива каким-нибудь Дням культуры Беларуси, которые проводятся в разных странах», ― говорит Богданов.
Адэля ДУБАВЕЦ