Праздничные хлопоты
29.03.2010
—
Новости Культуры
Международный день театра 27 марта отметили белорусские поклонники Мельпомены.Традиционно в Национальном академическом театре им. Я. Купалы в связи с этим прошел праздничный вечер, порадовавший представителей данного направления искусства вручением премий Белорусского союза театральных деятелей, а его любителей - очаровательным театральным капустником. Накануне же праздника представители белорусских театров и Министерства культуры поделились с журналистами своими соображениями по поводу настоящего и будущего белорусского театра.
Комплиментарный "оазис".
"Хотелось бы все-таки понять, а как наш театр вписывается в этот международный контекст театральной жизни, - подчеркнул масштаб праздника первый замминистра культуры Владимир Рылатко, - чем мы сильны, чем мы можем гордиться и чем отличаемся, чем делимся, не оказались ли мы, как часто говорят люди, особенно не очень просвещенные, о том, что театральная жизнь Беларуси - это некий застывший оазис, где-то в стороне от магистрали культурной жизни? Хотелось бы, чтобы мы не поддавались этому ощущению".
Для борьбы с подобными настроениями замминистра предложил следующие цифры: в нынешнем году белорусские театры сделают около 150 выездов за рубеж с гастролями и для участия в различных театральных фестивалях и форумах. Правда, почти половина из них придется на не столь удаленную от "оазиса" Россию. Но в целом охватить планируется более двух десятков стран, среди которых - Египет, Португалия, Испания, Бельгия, Франция, Чехия, Словакия, Литва, Эстония и другие.
Кроме того, по словам В. Рылатко, "практически все белорусские режиссеры, и молодое, и среднее и старшее поколение, приглашены, востребованы, ставят как в России, так и в Украине, в Европе". "Поэтому говоря в Международный день театра о том, что такое Беларусь в театральном процессе, чтобы не перехваливать самих себя, можно сказать, что сегодня Беларусь со своими традициями и современными тенденциями театральной школы востребованна и комплиментарно воспринята в театральном мире", - подытожил замминистра.
Театральные магистрали.
"Магистральной линией" репертуарной политики, по словам В. Рылатко, является работа над классикой, всячески поддерживаемая постановочными средствами, а также белорусская драматургия, "без которой нет белорусского театра". Репертуары белорусских театров в этом году пополнят спектакли по произведениям Владимира Короткевича, Янки Купалы, Василя Быкова, Алексея Дударева и других белорусских авторов.
Магистральной же темой этого года можно назвать 65-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Так, Национальный академический театр им. Янки Купалы уже готовит к премьере спектакль по повести Алеся Адамовича "Не мой" в постановке Александра Гарцуева. "Разговор о войне ведется уже чуть иначе. Тут меньше формализма, больше обращений к каким-то глубинным вещам, которые растревожила эта война, отношение сегодняшнего поколения к ней. Но самое главное, мне кажется, что белорусский театр здесь занимает очень ясную патриотическую позицию", - отметил замминистра.
Национальный драматический театр им. М. Горького отметил Международный день театра премьерой новой работы "Пани Коханку". Пьесу написал небезызвестный белорусский драматург Андрей Курейчик. Ее действие происходит в XVIII веке, после первого раздела Речи Посполитой. Главную роль - Станислава Радзивилла, одного из самых влиятельных и экстравагантных магнатов Великого княжества Литовского, в спектакле исполняет Ростислав Янковский. Поставил пьесу главный режиссер театра Сергей Ковальчик. По словам директора театра Эдуарда Герасимовича, билеты на апрельские спектакли уже распроданы.
Еще одной яркой ожидаемой премьерой вслед за масштабным "Набукко" станет опера "Медведь" Сергея Кортеса в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. Совсем недавно премьера ее прошла в Московском академическом камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского. Теперь опера будет поставлена и в Беларуси.
Механизмы реконструкции.
Пока белорусские опера и балет обживают новую сцену, театральную общественность ждет очередная масштабная реконструкция. Отметив 14 сентября 90-летие театра, здание покинет труппа Купаловского театра. Предполагается, что представления купаловцы будут давать на других столичных площадках, а администрация театра временно поселится в здании ПО "Горизонт" по улице Киселева. Планируется, что реконструкция продлится около двух лет.
"Этот год у нас достаточно сложный, - отметил директор театра Павел Поляков. - Но я думаю, что каждый театр, который не имеет реконструкции, хотел бы иметь эти сложности". По его словам, переезд не помешает творческим планам театра, и в конце этого года, возможно, в начале будущего зрители смогут оценить новую работу Николая Пинигина "Каханкi ў пастцы" Уршули Радзивилл. Этот масштабный проект соединит в себе элементы драмы, балета и оперы.
В. Рылатко отметил, что в настоящее время подводятся итоги выполнения программы по переоснащению и реконструкции театров. Практически все театры республики, за исключением театров в Слониме и Мозыре, где планируется строить новые здания, отремонтированы, получили новое сценическое, световое оборудование. Новый театр вскоре должен появиться и в Полоцке.
Запланировано не только внешнее, но и сущностное обновление "материальной базы" белорусских театров. Так, по словам замминистра, со второй половины текущего года планируется введение нового механизма их финансирования, призванного развивать рыночное мышление при сохранении устойчивой господдержки. Это "стимулирующий механизм", который направлен на развитие инициативы театров, он позволит больше заработанных средств тратить на собственные нужды, пояснил В. Рылатко.
В настоящее время работа государственных театров Беларуси, по информации замминистра, дотируется государством на 70%, при этом средняя зарплата работников белорусского театра оперы и балета в конце прошлого года составляла примерно 1,3 млн. BYR, областных театров - приблизительно в два раза меньше.
Комплиментарный "оазис".
"Хотелось бы все-таки понять, а как наш театр вписывается в этот международный контекст театральной жизни, - подчеркнул масштаб праздника первый замминистра культуры Владимир Рылатко, - чем мы сильны, чем мы можем гордиться и чем отличаемся, чем делимся, не оказались ли мы, как часто говорят люди, особенно не очень просвещенные, о том, что театральная жизнь Беларуси - это некий застывший оазис, где-то в стороне от магистрали культурной жизни? Хотелось бы, чтобы мы не поддавались этому ощущению".
Для борьбы с подобными настроениями замминистра предложил следующие цифры: в нынешнем году белорусские театры сделают около 150 выездов за рубеж с гастролями и для участия в различных театральных фестивалях и форумах. Правда, почти половина из них придется на не столь удаленную от "оазиса" Россию. Но в целом охватить планируется более двух десятков стран, среди которых - Египет, Португалия, Испания, Бельгия, Франция, Чехия, Словакия, Литва, Эстония и другие.
Кроме того, по словам В. Рылатко, "практически все белорусские режиссеры, и молодое, и среднее и старшее поколение, приглашены, востребованы, ставят как в России, так и в Украине, в Европе". "Поэтому говоря в Международный день театра о том, что такое Беларусь в театральном процессе, чтобы не перехваливать самих себя, можно сказать, что сегодня Беларусь со своими традициями и современными тенденциями театральной школы востребованна и комплиментарно воспринята в театральном мире", - подытожил замминистра.
Театральные магистрали.
"Магистральной линией" репертуарной политики, по словам В. Рылатко, является работа над классикой, всячески поддерживаемая постановочными средствами, а также белорусская драматургия, "без которой нет белорусского театра". Репертуары белорусских театров в этом году пополнят спектакли по произведениям Владимира Короткевича, Янки Купалы, Василя Быкова, Алексея Дударева и других белорусских авторов.
Магистральной же темой этого года можно назвать 65-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Так, Национальный академический театр им. Янки Купалы уже готовит к премьере спектакль по повести Алеся Адамовича "Не мой" в постановке Александра Гарцуева. "Разговор о войне ведется уже чуть иначе. Тут меньше формализма, больше обращений к каким-то глубинным вещам, которые растревожила эта война, отношение сегодняшнего поколения к ней. Но самое главное, мне кажется, что белорусский театр здесь занимает очень ясную патриотическую позицию", - отметил замминистра.
Национальный драматический театр им. М. Горького отметил Международный день театра премьерой новой работы "Пани Коханку". Пьесу написал небезызвестный белорусский драматург Андрей Курейчик. Ее действие происходит в XVIII веке, после первого раздела Речи Посполитой. Главную роль - Станислава Радзивилла, одного из самых влиятельных и экстравагантных магнатов Великого княжества Литовского, в спектакле исполняет Ростислав Янковский. Поставил пьесу главный режиссер театра Сергей Ковальчик. По словам директора театра Эдуарда Герасимовича, билеты на апрельские спектакли уже распроданы.
Еще одной яркой ожидаемой премьерой вслед за масштабным "Набукко" станет опера "Медведь" Сергея Кортеса в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. Совсем недавно премьера ее прошла в Московском академическом камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского. Теперь опера будет поставлена и в Беларуси.
Механизмы реконструкции.
Пока белорусские опера и балет обживают новую сцену, театральную общественность ждет очередная масштабная реконструкция. Отметив 14 сентября 90-летие театра, здание покинет труппа Купаловского театра. Предполагается, что представления купаловцы будут давать на других столичных площадках, а администрация театра временно поселится в здании ПО "Горизонт" по улице Киселева. Планируется, что реконструкция продлится около двух лет.
"Этот год у нас достаточно сложный, - отметил директор театра Павел Поляков. - Но я думаю, что каждый театр, который не имеет реконструкции, хотел бы иметь эти сложности". По его словам, переезд не помешает творческим планам театра, и в конце этого года, возможно, в начале будущего зрители смогут оценить новую работу Николая Пинигина "Каханкi ў пастцы" Уршули Радзивилл. Этот масштабный проект соединит в себе элементы драмы, балета и оперы.
В. Рылатко отметил, что в настоящее время подводятся итоги выполнения программы по переоснащению и реконструкции театров. Практически все театры республики, за исключением театров в Слониме и Мозыре, где планируется строить новые здания, отремонтированы, получили новое сценическое, световое оборудование. Новый театр вскоре должен появиться и в Полоцке.
Запланировано не только внешнее, но и сущностное обновление "материальной базы" белорусских театров. Так, по словам замминистра, со второй половины текущего года планируется введение нового механизма их финансирования, призванного развивать рыночное мышление при сохранении устойчивой господдержки. Это "стимулирующий механизм", который направлен на развитие инициативы театров, он позволит больше заработанных средств тратить на собственные нужды, пояснил В. Рылатко.
В настоящее время работа государственных театров Беларуси, по информации замминистра, дотируется государством на 70%, при этом средняя зарплата работников белорусского театра оперы и балета в конце прошлого года составляла примерно 1,3 млн. BYR, областных театров - приблизительно в два раза меньше.